ОТ ВОРОВ И ГРИЗЛИ…
Юные журналисты – экологи МБОУ СШ №11 города Евпатории 13 декабря 2022 года попробовали раскрыть тайну «обыкновенного» дерева экосистемы - маклюры оранжевой, нашего «адамова яблока»
В первом же дворе к северу от нашей школы зимой «адамовы яблоки» буквально бросаются в глаза (а может и в голову броситься «ложный апельсин Луизианский» при сильном ветре). Если посмотреть внимательно, то окажется, что деревья маклюры оранжевой во дворе растут не «просто так», - они высажены по определённой схеме.
Маклюра совсем недавно приобрела своё «всемирно известное» имя «родоначальника», Уильяма Маклюра, геолога и педагога. Дерево называли разными именами, в зависимости от его профессии в то или иное время.
Луизианский апельсин – за форму и размер «ягод» соплодий. Боярышник осейджей (осейджи – племя индейцев, в конце концов осевшее в штате Оклахома) – за твёрдые шипы. Адамово яблоко – тоже по форме «фрукта». А КРАСИЛЬНАЯ ШЕЛКОВИЦА – за близкое родство с тутовником! Листья у маклюры все одинаковые – а у шелковицы-тутовника на одном дереве бывают листики разной формы. Когда юные журналисты изучали дерево БРУССОНЕТИЮ (шелковицу бумажную), то рассмотрели листья и тутового дерева, и его сестры – бруссонетии. Но гусеницы ШЕЛКОПРЯДА тутового чувствуют родственные связи – и могут поесть лист МАКЛЮРЫ. А люди – не могут! Особенно ядовито «молочко» маклюры. Даже если у человека нет аллергии – тошнота «за любопытство» обеспечена – есть маклюру НЕЛЬЗЯ!
Хотя некоторые туристы знают нашу маклюру под именем «обезьянье хлебное дерево» - есть такое в тропических странах, говорят, плоды чем-то схожи.
Из маклюры в древности индейцы делали ТУГИЕ луки для охоты на бизонов, а позже крепкие и быстрорастущие деревья стали высаживать в длинные живые изгороди. Американцы-англичане оценили колючие неприхотливые «заборы» - в Британии такие многокилометровые заграждения для сохранности ОВЕЦ делали из боярышника, но маклюра оказалась лучше!
Маклюру можно стричь, тогда на ней НИКОГДА не появятся «адамовы яблоки». Растет возле моря, на самых плохих почвах, не нуждается в поливе, крепкая порода – ветроустойчивая, и садить можно плотно друг к другу – не то что лошадь или теленок, медведь (гризли или барибал) не проскочит!
В сто раз лучше и дешевле колючей проволоки.
Когда в Евпатории остро встал вопрос – как озеленить город, дать убежище для птиц даже зимой, как не пустить песок «перелетать» с пляжа на набережную, как не пустить вора в санаторий и «не выпустить» подростков с территории пионерского лагеря, то взор умных людей упал на штаты Оклахома и Техас. Там похожие проблемы помогла решить МАКЛЮРА оранжевая (у нас она почти всегда зелёная – вызреть не успевает).
Кстати, вместо тугих луков индейцев-осейджей местные жители из крепких ветвей-побегов маклюры стали мастерить удочки. Ведь орешника-лещины в степной Евпатории не найти…
Позже ядовитое молочко «приспособили» для изготовления снадобий – народных средств (мазей, «бальзамов», эликсиров…) В перечень ЛЕКАРСТВЕННЫХ растений официальной медицины маклюра не входит. А на родине, в США, кроме жёлтой краски, клея, столярных изделий, дерево живых изгородей служит сырьём для средств от москитов и комаров!
Высаженные научным методом растения прижились в Евпатории. Маклюра кормит сирийских дятлов и голубей семенами, даёт приют стаям воробьёв зимой, гнездящимся пташкам – летом, но главное – почти сплошным забором закрывает площадки от ветров, от песчаных и пыльных бурь, держит почву, регулирует сток воды после дождей. Это очень полезное дерево, только жить ему нужно не в одиночку – а «полосой» препятствий. Гризли у нас нет, но живую изгородь из маклюры ни пёс бешеный, ни плохой человек не преодолеет… проверено и на ранчо ковбоями Оклахомы, и в эпоху Всесоюзной детской здравницы – Евпатории.
Сравнили маклюру с КУДРАНИЕЙ и боярышником юные журналисты – экологи МБОУ СШ №11 города Евпатории Дарья КОХАНОВСКАЯ, Юлия БУРЛАКОВА, Валентина ШУЛЬЦ
Фото из архива А.Бондаря, редактора сайта «Тайное общество Евпатория».