ОЗЕЛЕНЕНИЕ: ИГРА В КАЛЬМАРА
Ненаучная посадка саженцев превращается в игру на выживание… в 20 веке это называли «русской рулеткой», современная версия связана с головоногим моллюском (игра корейская)
Пятясь «от природы» человечество дошло до полного непонимания её законов. И нагляднее всего эконевежество проявляется в попытках искусственно создать комфортную среду обитания. Но элементы экосистемы – это не кубики, не паззлы, как угодно в угоду эклектике они не складываются. Вы пробовали побелить ствол берёзы? А на улице Дёмышева в Евпатории этот акт безнаказанного издевательства над членом экосистемы состоялся. И никто не задаёт вопрос – зачем «насос» для откачки воды из грунта нужен в степи? От берёзовой пыльцы бегут аллергики Средней полосы в Крым. И тут встречают свою, родную, «есенинскую». Ну, как встречают… у нас берёзы гибнут довольно быстро.
На октябрь 2021 года широко анонсирована высадка в районе степи у Спутника в Евпатории саженцев ясеня эксельсиор. Планируется посадка 1 тысячи 700 экземпляров – примерно на гектар площади. Это очень смелый эксперимент – до сих пор массивы однородной ясеневой рощи не становились привычной частью ландшафта. Шансы – 50 на 50 (или встречу на остановке маршрутки динозавра… или - нет). Только это затратный эксперимент – дорогостоящие манипуляции с семенами ясеня ручной сборки. Потом - целая эпопея с подготовкой отборных семян, распашкой и окультуриванием делянки для сеянцев, обработка с применением агротехники и 2 года выхаживания росточков в школке.
В Евпатории массовыми породами в озеленении выступали в категории кустарников церцисы, кетмии, спирея, жимолости, бирючина. В категории лиственных пород после массовой высадки вязов (берестов) лидировали маклюра, софора, робиния, кёльрейтерия (с добавкой ясеня, каркаса-кельтиса, миндаля, алычи)… К сожалению, пейзажи с туей западной, гибнущей на фоне процветающих плосковеточников, становятся очень характерными. Хотя изменить ситуацию довольно просто – хватит звать плосковеточник «туйкой»!
В городском озеленении практически «износились» клёны ясенелистные, тутовые деревья. Их нужно менять. Но если менять на привозные саженцы, то в экосистему попадут вредители, о которых раньше никто не слышал в степном краю у моря. Сейчас особенно сильно страдают самшиты, конские каштаны, кетмии-сирийские гибискусы и хвойники.
Однозначно проигравшими в игре в кальмара на площади городского лесопарка оказались лох и тамариск. В новых кварталах эти растения отсутствуют, в старых должны размещаться на самых алых страницах «красной книги». Лох, про который складывали даже загадки, типа: «Чудо-дерево стоит, серебристый свет струит…», играл важную роль в экосистеме Степного Крыма. Плоды лоха были тем условием, которое обеспечивало жизнь фазанам, скворцам, чёрным дроздам и многим иным пернатым. Почему скворцы потянулись к огородам и грядкам? Их же люди сначала развели, делали всюду скворечники, а потом «кинули» и птичкам кроме шелковицы и софоры ничего не оставили.
Тамариск – это сам по себе микромир. Кого только не приютит самый могучий степной житель! Для насекомых, птиц, рептилий куст тамариска – и супермаркет, и гостиница, загс… Тамариск находится в группе риска – новых посадок этого очень полезного растения нет. И одно лишь отсутствие этого элемента экосистемы тянет за собой сокращение биоразнообразия или вообще гибель отдельных автохтонных видов.
Список вымирающих от невнимания видов не ограничивается тамариском и лохом. В него по праву нужно вносить чингиль, барбарис (не Тунберга)…
Между тем, в Евпатории накоплен уникальный опыт акклиматизации более 130 видов деревьев и кустарников. Они встроены в особые цепочки эковзаимодействий. Новые виды в нашей экосреде, возможно, и пригодились бы, но все эти бамбуки и пальмы – новые игроки в команде при игре в кальмара. Без исследований завоз падубов, кипарисовиков и иных экзотов может очень навредить сложившейся природной среде. А потом люди смотрят и думают: «Тут что, головоногие озеленение проводили?»
Андрей БОНДАРЬ, редактор сайта «Тайное общество Евпатория»
Фото автора.