САДУ-ГОРОДУ – 150
А как было у соседей?
Полтора века тому назад в Евпатории успешно прошла Первая Зелёная революция. Идеологом преобразований (и реализатором Зелёного проекта на практике) Был Садук Ильич ШАКАЙ. Караим. Главой местного самоуправления был в то время Самуил Моисеевич ПАМПУЛОВ. Караим. Поддержку проекту во многих аспектах обеспечил Семён Эзрович ДУВАН. Караим. Санаторно-оздоровительный комплекс и когорту медперсонала в Евпатории обеспечили караимы (целые династии Кальфа, Казас и других фамилий врачей возникли в городе-курорте). А как проходили Зелёные революции в степных городах НОВОРОССИИ, где не было караимов? Интересненько…
Появление категории Городов Белых Акаций в России было неизбежным. Следует заметить – это в русском языке Робиния Псевдоакация зовётся ласково, дереву посвящают песни, и своими символами Робинию считают Одесса и Севастополь, иные города Тавриды со времён Очакова и покоренья Крыма.
Отнюдь не всюду к Робинии так по-доброму относятся. В США прозвище нашей «белой акации» - Чёрная Саранча (блэк локаст)!!! Она без спросу продвигается с Восточного побережья на Запад: в Оклахому, Айову…
Братья-славяне (в Чехии) опубликовали на английском языке труд «Чёрная Саранча, любимая и презираемая». Это – о нашей «акации»! В вину дереву ставят «сорняковые привычки» кругом расти по-хозяйски, и то, что этот вид растений служит «инкубатором» ужасного вредителя Ложнощитовки акациевой (Партенолеканиум Корню – Корню привёз во Францию это дерево из Северной Америки).
Не все знают, что Франция исторически не только экспортирует вино и духи, из страны вывозят МЁД. По статистике – в основном «акациевый». Между прочим – и Румыния мёд продаёт. Сейчас там эйфория от другого «нашего» дерева – символа Северной Кореи ЭВОДИИ (тетрадиума Даниели). Во как!
А пионерами в области расселения Робинии в степи стали венгерские лесоводы. Ещё в 1750 году они создали в своей Пусте лесополосы. Около четверти нынешних лесонасаждений в этой стране – Робинии. Её очень любят мадьяры – они утверждают, что у них Робиния живёт 200 лет, а мёду даёт «как липа» - по 800 кило с ОДНОГО гектара. В Евпатории Робиния растёт лет 50, мёду даст килограммов 200-250 с 1 га (что сопоставимо с урожайностью иной «акации» - гледичии)… главное – наших засух не боится и снабжает, как истинное бобовое дерево, почву азотом.
В степи России вместе с другими удивительными растениями (софорой, гледичией, гинкго, облепихой и прочими видами) наша героиня попала по воле Ивана Назаровича КАРАЗИНА примерно в период 1802 – 1809 годы. Это был дворянин сербского происхождения. Его брат родной (Василий Назарович) стал отцом-основателем Харьковского универа, а у брата Ивана миссия была иной… Это он основал питомник, снабдивший Причерноморье саженцами БЕЗ инвазивных вредных насекомых. Даже детище Назарыча – клён ясенелистный был невредным, пока в 1952 году с саженцами не завезли в СССР американскую белую бабочку…
На саженцы неприхотливых растений был невиданный спрос. Для питерцев и москвичей на берегах Чёрного моря было страшно жарко. Все искали пятнышко тени. А где в Степи Половецкой тень??? Только зной, духота, и комары из тростниковых зарослей лиманов… А влажность воздуха летом – не привычная (на уровне 63 процентов), а степные 27 процентов! Каменные крепости тень дают, а транспирации нету.
В Херсоне Таврическом увидели проблему уже к 1785 году, через семь лет после основания города. Но первоначальные «Потёмкинские» насаждения засохли – и деревья были не те, и не умели с ними обращаться. Только в 1869 году вице-губернатор Денис КАРНОВИЧ возглавил зелёное движение. Аргументировал просто: шлейфы дамских платьев поднимают несустветную пыль, тростниковые болота плодят комаров, требуется тень и лесопарк… внёс вклад и Владимир Пестель – он создал БУЛЬВАР. Это как у нас проспект Ленина, улицы Дёмышева, 51-й Армии, или улица Фрунзе – с зелёной зоной в серединке…
Спасли ситуацию не единичные дубы черешчатые, а «каразинские саженцы»: гледичия, робиния и тополя, клёны ясенелистные, тамариски…
У Бердянской Зелёной революции также имеется имя и фамилия. Это Пётр Петрович ШМИДТ-старший. Был ещё МЛАДШЕНЬКИЙ – Пётр Петрович Шмидт (лейтенант). Сыновьями Лейтенанта Шмидта значились Шура Балаганов, Остап Бендер, Паниковский… Эх, не было тогда ТВ и ток-шоу!
П.П. Шмидт-старший был контр-адмиралом и начальником Бердянска. В 1878 году на Таможенной площади был разбит сад. А ранее Бердянск славился «зловонными болотами» - сасыками. Со временем акклиматизировали 70 видов (у нас - 128). Главную скрипку играли в лесопарке ВЯЗЫ (и бересты), Робиния, софора, лох узколистный, ясени, тополя, каркас – кельтис… всё, как у нас. Потом айлант подлез, чубушник…
В Мелитополе – аналогично. От реки Молочной веяло не ароматными кисельными берегами. У городского лесопарка есть имя основателя – Иван Алексеев. А «каразинцы» и здесь не сплоховали. Робинии, софоры, маклюры, церцис-багряник, форзиция – работали по схеме.
Но труд нашего Шакая – это нечто особенное. В других местностях не апеллировали к заключению Академика Петера Симона ПАЛЛАСА. А учёный немец на самом кончике 18 века успел побывать в Евпатории. И на чистом немецком написал, что больше винограда в степи у нас ничего не вырастет. Деревья у нас не выживут «на воле» на подсоленных каштановых почвах – разве что во дворах, а о парках и скверах можно забыть… и забыли на полвека.
Зато после Шакаевского Сада дело пошло. К 1952 году лесопарк в Евпатории занимал площадь в 96 гектаров! Эффективная ступенчатая система – Дендропарк-Ботсад-Зеленхоз-Лесхоз с практикой распространения по жилмассивам растений из парков здравниц (не привозили чужие можжевельники и кипарисовики, а высаживали кусты и деревья местной селкции) превратил всесоюзную детскую здравницу в Сад-Город.
Прошло много десятилетий, но и поныне роль первой скрипки принадлежит «каразинским» стифнолобиуму-софоре, робиниям (псевдоакации и розовой клейкой) и гледичии. Сохраним ли традиции Сада-Города? Всё в наших руках… каждые 50 лет экосистема сдаёт экзамен на обновление.
Андрей БОНДАРЬ, редактор сайта «Тайное общество Евпатория»
Фото из архива автора.