САДИМ САМИ
Никто нам не поможет – спасение утомлённых солнцем в их собственных руках
В Евпатории неуклонно происходит процесс отмирания старой (60+) экосистемы. В любом небольшом сквере СССР формировались сообщества растений из 25-28 видов деревьев и кустарников. Обязательно были микробиотопы лиственных и хвойных пород, учитывался фактор «карты цветения»: одни растения цвели в феврале, другие радовали насекомых, птиц и людей венчиками цветков даже в августе и сентябре! Обязательно присутствовали в КАЖДОМ сквере «ремизы», в которых в безопасности размножались богомолы, реполовы-коноплянки, ежи!
В первой четверти 21 века в Евпатории напрочь забыли о научном подходе к формированию искусственного биотопа. Бросаются из «стороны в сторону» - то берёзы с широколиственными клёнами, то магнолии и катальпы демонстративно высаживают. Один любит эффектные можжевельники, другой обожает платаны… а системного подхода как не было, так и нет.
В нашем городе полвека назад была проведена колоссальная работа по организации круговорота посадочного материала для городского лесопарка. Были акклиматизированы полторы сотни разных деревьев из Америки, Азии, Средиземноморья.
Они есть – и могут верой и правдой служить евпаторийцам тентом от солнца и шторкой от ветра и пыли. Но умирают невостребованными… их черенки и семена прозябают в безвестности.
Какими словами описать эту экотрагедию? Нет под рукой Маяковского, Шекспира или Василия Пескова…
Казалось бы, пустяк. Составить список НУЖНОГО, высаживать с мульчированием, а сеянцы укрывать АГРОВОЛОКНОМ. И будет у вас Арборетум!
В Евпатории даром «в кладовке» Дендропарка пылится природное сокровище (народное достояние) – кудрания и однолисточковый ясень, розовая робиния клейкая и клён Семёнова, бруссонетия и чёрная калина гордовина, ясень пенсильванский и сосна Станкевича, клён татарский, мелия азедарах, а возможно – чингиль…
Есть и в иных уголках Евпатории «месторождения» черенков и семян. От рябины крымской и рябины глоговины (береки), эводии хубэйской и бундука канадского (кентуккийского кофейного дерева), до пираканты, красноплодного можжевельника и «простых» чубушника-филадельфуса и форзиции.
Чего «прицепились» к дубу черешчатому, который высаживается на гибель в самых сухих и освещённых местах? «Садят» десятки деревьев в год. Гибнут до ТЫСЯЧИ в год. «Что дальше, Дава?», - цитата из фильма «Ликвидация»…
Плосковеточник (биоту восточную) высаживали в Евпатории (как и маклюру) с определённой целью, а не просто так. Деревья размещали по «СТЕПНОМУ», вплотную друг к другу, расстояние между саженцами – до 50 см, а то и гуще! Деревца делились тенью, а подрост закрывал путь ветрам и переносу пыли! Главное – густая степная посадка перекрывала дорогу песку – он оставался на пляже, а не выносился на набережную. И металл на ограды не тратили – любой забор подросток преодолеет, а живую изгородь из маклюры – нет.
Особо в преддверии субботников ноября 2023 года нужно отметить грамотой растения – КУСТАРНИКИ, которые в Евпатории можно формировать деревьями. Это церцис БАГРЯНИК (его один обозвал иудиным деревом, и все подхватили… просто трудности перевода «иудейского дерева»), его никто не высаживает – а надо.
Это и СКУМПИЯ (шмак кожевенный), наш родной сумах венгерский – великолепно смотрится ТРИЖДЫ в год. С цветочками, в парике с семенами, в листве красно-пурпурных оттенков.
Кстати, в редакции Тайного общества МОЖНО получить безвозмездно (даром) семена МЕЛИИ, древовидного пиона, аморфы, витекса священного, каркаса (кельтис аустралис) и некоторых других МЕСТНЫХ деревьев.
Пусть будет Город-Сад!
Обзор-анонс осенней высадки подготовил А. Бондарь, редактор сайта «Тайное общество Евпатория», координатор проекта ОбщеПит (Общественный Питомник)
Фото автора.