google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ЖАЛЬ НЕГУНДО?

Добавлено : Дата:

«Музыкальный клён», неклён виргинский, клён ясенелистный «Негундо» - мы его теряем?

В недалёком прошлом обычным деревом в экосистеме Евпатории считался вид клёнов родом из Северной Америки. Его судьба на просторах России сложилась непросто. Совершенно необычный для Европы клён (с тремя и даже пятью листиками на одном черешке) приходил в Степь разными путями. Его хвалили, ругали, высаживали километрами и гектарами и беспощадно вносили в «Чёрные книги». Похоже, он в 2021 году прощается с нами. Этот биологический вид уходит в историю. А что мы о нём знаем?

экосистема Евпатории

Подобно многим иным растениям из Северной Америки, клён ясенелистный «Негундо» появился в дендропарке Краснокутском Ивана Назаровича КАРАЗИНА в первые годы 19 века, до Отечественной войны 1812 года. В эпоху царей Николая Первого, Александра Первого и Александра Второго росли города Причерноморья (от Одессы и Севастополя до Новороссийска), их бульвары, улицы и скверы нуждались в быстрорастущих и непривередливых саженцах.

Сначала клён – неклён виргинский всем страшно понравился. Американец был непривередлив и в первый год даже в условиях Степи давал прирост в полтора метра! Его зря называли «виргинским» - кроме Восточного побережья США отдельные популяции этого дерева занимали большие площади в районе Аризона-Нью-Мексико, и даже южнее – в Гватемале!

экосистема Евпатории

Клёны – особенные деревья. Нигде в мире нет настоящих однородных кленовых лесов. Растения этого рода растут в сообществах. Но в новом для себя месте наш клён-герой обосновался уверенно. Тогда в России никто не догадывался, что злейшим врагом мигранта является Американская Белая бабочка. Это «белое и пушистое» насекомое совсем ничего не ест, но откладывает яйца, из которых появляются прожорливые и хитрые ГУСЕНИЦЫ.

экосистема Евпатории

Кстати, «белая» бабочка бывает и очень пёстрой, судя по снимкам крымского энтомолога В. Савчука. Все снимки насекомых размещены с его согласия и сделаны в Крыму в посёлке Приморский.

экосистема Евпатории

В 20 веке Американская белая бабочка станет бичом любых насаждений, первая «эпидемия» зафиксирована в 1952 году в СССР – в Закарпатской области. А уже в 60-ые годы напасть обрушилась на побережье Чёрного моря в районе Сочи – Сухум.

экосистема Евпатории

Самое ужасное – кроме «родного» клёна мигрант-бабочка облюбовала яблоню, вишню, шелковицу, грецкий орех… даже чернику! В меню обжоры входят зелёные части растений 250 наименований.

экосистема Евпатории

Самих гусениц съесть почти никто не может. Они появляются жёлтенькими, по миллиметру длиной, и все прячутся под щитом из паутины. Позже особи превращаются в монстров по полтора сантиметра, увешанных отвратительными волосками. За лето появляется два «выводка», от своего дерева (груши или вяза), куста (бузины или шиповника) мелкая бабочка из «медведиц» может улететь на 250 метров в любую сторону.

За 200 лет американский клён был рассажен от Москвы и Краснодара до Хабаровска, а гусеницы «его» стали вместе с непарным шелкопрядом и саранчой основной тройкой наших вредителей.

Конечно, не само дерево в том повинно, могли же в 19 веке растение приютить, а насекомых «безбилетников» не впустить!

экосистема Евпатории

Однако в процессе знакомства с Негундо выяснилось много деталей. Этот клён у нас стал образовывать сплошные многоярусные заросли – и в Белгороде, Калуге, Нижнем Новгороде стал злостным сорняком – инвазивным видом. Дерево заняло места исконных осин и тополей. Обнаружилось, что клён «Негундо» страшный аллерген. От пыльцы страдает множество людей с поллинозом.

Клён американский никогда к долгожителям не относился – и в природе 80 лет почти предел. В городах же возраст такого дерева в 30 лет – пенсионный. Из-за повышенной ЛОМКОСТИ его надо заменять на иные породы. Иначе в шторм каждое крупное растение станет нести угрозу человеку.

А в Евпатории у всех клёнов ясенелистных возраст давно «за пятьдесят». В степной приморской Евпатории айлант-мусорное дерево, кёльрейтерия-ложное мыльное дерево и некоторые другие дают самосев. Но молодые деревца клёна ясенелистного не встречаются. Исчезнет ли одно из самых привычных растений «старого ландшафта» совсем и навсегда? Возможно.

Имеются ли плюсы у нашего героя? Разумеется! Клёны вообще – музыкальные деревья. «Гусельки яровчатые» из самых древних былин – это инструменты, изготовленные из европейского клёна ЯВОРА. Такие деревья растут, например, на улице Некрасова…

Именно клён «Негундо» используется для производства полуакустической гитары – у такого инструмента звучание ближе к «ясеневому». Из «Негундо» делают части элитных ударных установок. Идёт древесина (она по многим показателям лучше дуба) на производство ложи для ружья, кия для бильярда…

В рояле тоже можно найти следы клёна.

В Евпатории ясенелистные пришельцы хорошо поработали. На улице Дмитрия Ульянова можно найти весьма старые деревья. Они до сих пор не упали. Их «прозрачная» тень пока лежит в старых районах – западнее линии улица Советская или проспект Победы такие деревья очень редки.

Вывод «по древесному вопросу»: с аллергией к такому клёну не лезть, в бурю у «Негундо» не искать защиты, перед высадкой узнать, не внесён ли вид в список «запрещённых» в конкретной экосистеме. А евпаторийцам необходимо определиться – ЧТО должно расти в обновлённых скверах и во дворах во второй половине 21 века. Пока озеленение дворов новостроек идёт хаотично, как в 19 столетии – ёлки, магнолии, берёзки, ивы… они нам нужны? А клёны… они вообще разные.

Андрей БОНДАРЬ, редактор сайта «Тайное общество Евпатория»

Фото автора и Владимира Савчука.

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Пятница, 29 марта 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013