Всего-навсего четыре гектара зеленых насаждений в конце 19 века начали в Евпатории переход из «пыльного города ветряных мельниц» в центр санаторно-курортного оздоровления

В 2022 году исполнится двести лет со дня рождения пионера озеленения Евпатории – Садука Ильича ШАКАЯ. Это событие обязательно должны отметить наследники его детища – оазиса среди степи и заболоченных берегов лиманов. Понятие «Город-сад» родилось в последнее десятилетие века 19-го, когда о «лесе», и тем более о «лесопарке», никто в городке пыльных бурь и раскаленного зноя даже мечтать не смел. Первое упоминание (автор - Пьянков) о Саде Шакая в Евпатории датируется 1888 годом. До этого было полтора десятилетия насмешек и «игнора» очевидно пустого дела. У евпаторийцев в 2021 году есть достаточно времени, чтобы доказать себе и миру – дело Города-Сада (Садука) в надежных руках ответственных «квартиросъемщиков» Евпатории-курорта! В 2028 году (это 140-летие зеленой революции в городе) должны цвести деревья и кустарники, улыбаться люди, петь живые птицы.

экоакции

Ветреным днем 6 марта 2021 года активисты-наследники «Дела Шакая» обсудили следующий этап реализации проекта «Общественный Питомник» по программе «Город-Сад - Пробуждение». В наши дни задача выглядит не настолько фантастической, как в «Эру Шакая и Дувана». Сто лет не прошли даром – теперь не нужно доказывать неимоверными затратами, что в Приморской степи действительно могут жить деревья.

Судя по дошедшим воспоминаниям современников (того же Пьянкова, княгини Горчаковой…) в Евпатории первые ЧЕТЫРЕ гектара парковой зоны на месте современных территорий санаториев МО (имени Елизаветы Глинки), «Приморский» (им. Ленина), «Ударник» были единственным местом в городе, где можно было "дышать свежим воздухом". Первый Сад Шакая состоял из аллей американских деревьев – РОБИНИЙ, известных по всему побережью от Одессы до города Саки как «белые акации». Вместе с такими породами древесно-кустарниковой растительности, как тополь, тамариск, чубушник, лох узколистный, павловния, катальпа, гледичия , робиния относится к «весьма быстрорастущим», к чемпионам по набору высоты. Но все равно Шакаю потребовалось преодолеть несколько лет замалчивания его работы, ведь в городе напрочь отсутствовали условия для лесоводства – не шло строительство, перекрывающее хотя бы путь иссушающим ветрам и аэрозолям морских бризов, не производилась замена грунта. Вот во второй половине 20 века озеленение шло только научным комплексным путем, привезли ЧЕРНОЗЕМ, высеяли травы, – и многие горожане прекрасно помнят, что ПЛЮЩ, это не только лиана для вертикального озеленения, но и чудный ковер МУЛЬЧИ, спасающий от пересыхания почвенный покров на набережных нашего города. Возле моря, под пологом почвопокровных растений, прекрасно зеленели вязы и ясени, гледичии и шелковицы, многие другие виды деревьев и кустарников.

Зеленая аудитория для активистов – сквер имени Маршала Соколова. Это наглядное пособие всей истории озеленения города – борьбы ЛЕСА против ветров и иных степных факторов. На крошечной территории, на «ободке» - в сквере крупные растения размещены по периметру – можно «прочитать» все проблемы и все трудности «озеленения 2,0» города Евпатории. Прокачка требуется для всего - наши старые деревья больны, отживают свой век и «страшно мешают» современным горожанам – вверху в небе провода, под землей – коммуникации.

А проекты ландшафтных дизайнеров – они хороши на экране, без создания живых изгородей по контуру площадки, будь то сквер или участок детсада, или школы, или новостройки, отдельные растения (самые дорогие и красивые) поживут в роли «пылесборника», да и погибнут в муках.

экоакции

На примере сквера имени Маршала Соколова можно учить и «розу ветров» по искривлению стволов деревьев, ведь «по приказу» никто расти не может, и роль осадков, и значение мульчирования приствольных кругов, и экологическое значение обустройства РЕМИЗЫ.

Маленький сквер – учебный полигон для начинающих лесоводов, место произрастания 26 видов деревьев и кустарников на площади, охватываемой одним взглядом. В сквере можно уйти в прошлое экосистемы Земли на 65 миллионов лет, познакомиться с краснокнижным тисом ягодным, на его примере узнать о ДВУДОМНЫХ растениях, и о жизни самого удивительного РУССКОГО ученого Йозефа Готтлиба Кёльрейтера, за пять лет работы в Российской Академии наук этот человек совершил эпохальные открытия. Кёльрейтер получил первый гибрид (работал с растением табаком), доказал, что дерево может быть «мальчиком и девочкой», получил доказательство того, что медоносная пчела опыляет растения, а еще «вдохновил» своего последователя, РУССКОГО ученого Эрика ЛАКСМАНА (известного под именем Кирилла Густавовича, академика Российской АН) назвать найденное у границ с Китаем дерево «кёльрейтерией». В 21 веке кёльрейтерий в Евпатории (может быть) больше, чем робиний «белых акаций», тем более что белые акации часто – РОЗОВЫЕ (робинии вискоза и ньюмексиканские).

В марте основным родом деятельности лесоводов при закладке питомника оказывается черенкование и стратификация собранных ранее семян (около 200 семян эводии хубейской уже в процессе подготовки к высадке в грунт). Но самый поздний урожай прошлого, 2020 года, еще нуждается в обработке, это семена мелии (дерево ЯСЕНКА). Опыты предыдущих лет показали, что всхожесть у этой породы хорошая, бедных почв и засухи, освещенности она не боится. И ЯСЕНКА очень быстро растет! В Большой Двадцатке растений, намеченных общественными озеленителями для работы в организуемом питомнике, вместе с Оленерогом (сумахом) Рус Тифиной, бундуком-гимнокладусом, бруссонетией бумажной, павловнией войлочной, каркасом-кукулей и кудранией триострённой дерево ЯСЕНКА (мелия иранская) находится в ряду наиболее перспективных для «прокачки экосистемы» Евпатории.

экоакции

Нам, современным людям, гораздо проще работать, чем предшественникам прошлых столетий. Наш флеш-моб – питомник на подоконнике. Каждый может подготовить 50 сеянцев – и все эти «планы озеленения» по закупке на бюджетные средства по 130 саженцев из Краснодара (озвученные в Симферополе для обновления экосистемы столицы Крыма) окажутся каплей в море общественного движения за Город-Сад! Мы помним – почти 140 лет назад ОДИН Садук Ильич начинал с 4 гектаров робиний, а что получилось?

экоакции

Не пустим суховей и пыльную бурю «обратно» в родной город. Нам  и нашим детям здесь жить.

Андрей БОНДАРЬ, редактор сайта «Тайное общество»

Фото автора.