foto-zВнимание! На улицах Евпатории тут и там проходят массовые беспорядки с крикливой бранью и яростными потасовками. Большинство горожан не замечают происходящего разгула страстей – ведь шумят не люди, а всего-навсего домовые воробьи. Но если остановиться и посмотреть, можно увидеть много занятного, даже поучительного...

Всю зиму густые кусты живых изгородей (не все, - только избранные) служили общежитиями для целой дворовой стаи пернатых. Каждый из них сегодня легко узнать по белым известковым следам «гуано» на ветках. Но вот «взыграли гормоны», и мирному сосуществованию воробьев пришел конец – драки вспыхивают повсеместно. Из-за самок, мест гнездования, какой-нибудь палочки или веревочки. Шесть-восемь горлопанов галас издают такой, что уши вянут. А кошки и хищные птицы: кобчики, ястребы-перепелятники и другие птицы тут как тут. Недавно на улице Гагарина видел даже вполне приличного сокола-сапсана или балобана, который как оказалось, не брезгует охотой на птичью мелочь...

Большинство воробьев совершенно зря суетятся. С таким трудом отвоеванное у собратьев местечко с заботливо набранной периной в один миг окажется разоренным после прибытия «больших пернатых братьев» - скворцов.

Кстати, в Евпатории пока не появились эти хозяева дворовой жизни, а в Мирном они уже несколько суток поют свои «скворечные» серенады. Хотя казалось бы, сколько лету от озера Донузлав до озера Мойнаки?

Не счесть сценок воробьиных отношений, которые могут порадовать наблюдательного человека в это время. Мне запомнилась такая: на дорожке с поломанной плиткой образовалось много ямок. Рассыпанные кем-то семечки с высоты невеликого воробьиного роста были совсем незаметны, тем более, что в трещинках уже пробилась весенняя травка. По сбору семечек лидировала пара горлинок. Эти голубки не тратили время – высматривали, где лежит пища, и целенаправленно туда двигались. Маленький, но очень умный воробышек расположился ровно на полпути между двумя гигантами-горлинками и успевал подскочить и съесть лакомство, на которое указывал двигавшийся за увиденной семечкой голубок.

Более того, когда прилетел еще один воробей, наш хитрец в трех «чирик-чирик» объяснил ему суть происходящего, и они вдвоем стали действовать по наводке довольно тупых голубков, которые продолжали работать «на дядю» голодными, пока на дорожке совсем не кончились вкусные семена.

А. БОНДАРЬ.