ВЯЗ – НЕ МИМОЗА, НО ВСЕ ЖЕ…
Вторым деревом (после кизила), который в первые дни марта 2019 года зацвел в Евпатории, стал вяз – его веточки украсились ПУРПУРНЫМИ ПУПЫРЫШКАМИ!
Бесполезно спрашивать «обыкновенных» евпаторийцев, какие деревья в городе самые многочисленные. Не зная истории, на этот простой вопрос ответить невозможно. А дело было так…
В период послевоенного восстановления (почти семьдесят лет назад) необходимо было снова превратить Евпаторию в город-сад. Чтобы представить себе «жизнь на холодном ветру», можно на час-два покинуть город с его микроклиматом, и прогуляться в начале марта по степи на берегу моря…
В городе-курорте все должно было быть иначе – и оазис быстро восстановили. По рассказам очевидцев событий, грузовики привозили на Театральную площадь Евпатории сотни саженцев. Их бесплатно раздавали горожанам, а каждая организация, каждая школа организованно проводила субботники по озеленению улиц и скверов. Высаживали не китайские и американские, а местные виды деревьев. В том числе тополь, ясень, вяз. Вяз (ильм) бывает разным – на открытых местах послевоенной разрушенной экосистемы города хорошо прижились два вида (вяз шершавый и вяз - берест). Преимущество вязов было очевидным – они и в природе создают вторичные насаждения после бедствий, в том числе пожаров, а питомник по производству видов растений, находящихся в своем АРЕАЛЕ, устроить дешевле всего.
Так ВЯЗ стал фоновым видом флоры Евпатории, подарил такую дорогую в летний период тень, предоставил кров и еду тысячам птичек (от зябликов и зеленушек, до щеглов и реполовов-коноплянок), усмирил степной суховей и ледяной морской бриз, выстроил условия для изменения водного баланса почвы, превратил тощие почвы в плодородный грунт и отдал опад (осенние листья) для обустройства ежей на зиму. Долго можно перечислять влияние лиственной породы деревьев на все компоненты экосистемы.
Прошло три четверти века – мы стали последними свидетелями существования берестово-вязовой экосистемы, скоро последние бересты-карагачи-ильмы сойдут с арены истории. Вязы двух главных биологических видов сделали свое дело – экологи-журналисты прошли больше половины нашей длинной улицы Интернациональной, нашелся только один-единственный молодой цветущий вяз, остальные экземпляры старые, дуплистые, больные, и «омоложенные» (это когда крона сбривается, местообитание разных птичек уничтожается, но дереву дается второй шанс на жизнь).
У вяза-ильма-береста есть плохая привычка не только пускать корни вглубь (в Евпатории можно наткнуться на камень-песчаник или соленые подземные воды), но и вширь по поверхности. Перед силой жизни не устоит асфальт, поэтому возле деревьев улица или мостовая бугрится и ходит волнами. Крупное тяжелое дерево получает возможность устоять в шторм, но людей испорченный тротуар раздражает. А маленькое дерево не даст шатер тени, приют птицам.… Вот и выбирайте.
Расширение перечня видов деревьев в зеленом строительстве не только внесло разнообразие, но и новые проблемы. Для всех видов рода Ульмус просто чумой стала ГОЛЛАНДСКАЯ болезнь вязов. В послевоенные годы возбудитель болезни проник через государственные границы и стал уничтожать вязы, карагачи, бересты. Уцелело немногое от берестового периода озеленения Евпатории.
Цветущий вяз в солнечную погоду очень красив. Да, не мимоза (Акация серебристая) и даже не кизил с его золотой мишурой, но бордово-лиловые цветы, бусинками усеявшие «женские» деревья и более тусклые (мужские) несут в себе скромное очарование наступившей весны…
Оглянитесь вокруг – еще можно увидеть уходящую красоту цветения берестов в Евпатории. Вяз цветет максимум десять дней. Вскоре эти веточки превратятся в «кошачьи хвостики», густо усыпанные семенами-крылатками салатового цвета. И снова юнкоры-натуралисты пойдут за свежими впечатлениями по экотропе. Чудеса природы ждут нас у порога – надо лишь их заметить.
С цветущим обликом вяза знакомились Иван ШВЕЦОВ, Диана БАБАЯН (МБОУ СШ №2), Илья ПОЖЕНЬКО (ЕУВК «Интеграл»), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории
Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».