google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ИМЯ – ЦВЕТОК… ПРОФЕССИЯ – КОСМЕТОЛОГ

Кто только не побывал в Афганистане за десять лет пребывания «ограниченного контингента войск» Советского Союза в этой стране – оказалась на войне и жительница Евпатории, медсестра-косметолог Лилия Алексеевна Шмакова (Субботина)

Воскресное интервью 11 ноября 2018 года в музее ветеранов Афганистана на улице Демышева у юных журналистов Эколого-биологического центра Евпатории оказалось уникальным. Юнкоры привыкли к мужественным собеседникам в тельняшках и боевых шрамах, а на этот раз взяли интервью у женщины с мягким характером, у специалиста по красоте человека. Даже имя у нее означает цветок. Поэтому особенно страшно было услышать рассказ о войне и увидеть слезы Лилии Алексеевны…

Subbotina3

Лилия Алексеевна родилась в Минске, потом переехала в Евпаторию и пошла в первый класс в 13 школу (потом перешла в 11-ую). Она росла в окружении творчества, среди «красоты и искусства». Алексея Егоровича Шмакова – скульптора и отца Лилии Алексеевны знают почти все, а его работы видел каждый евпаториец. Его «рук дело» и памятник Дувану, и «Мальчик с гирей», и «Отдыхающий Геракл», а «Рождение Керкинитиды» у вокзала – самый настоящий «народный герб» Евпатории!

В школьные годы девочка занималась рисованием нарядов, ей легко давались языки, она занималась спортом: легкой атлетикой (бегом) и игровыми командными видами (волейбол и баскетбол). В 1976 году она закончила школу и уже сделав заранее выбор (примерно в седьмом классе) поступила учиться в Евпаторийское медицинское училище (на улице Крупской).

Лилия Алексеевна не просто любила красоту – она ее создавала своими руками. Косметолог – самая мирная профессия для медсестры, но девушки даже этой специальности являются военнообязанными и по первому зову должны идти в военкомат.

Работала Лилия Алексеевна в Доме быта на улице Фрунзе в «салоне красоты», а потом в 1983 году в возрасте 24 лет началось… повестка в военкомат, Ташкент, Кабул (столица Афганистана). Там шла война уже более трех лет.

Перелет от мирной жизни был резким – четыре девушки «из дома» вдруг оказались на военном аэродроме. Овчарки, солдаты, грохот техники, переноска раненых…

Прошел день (или два) – Лилию Алексеевну отправили в госпиталь в Пули-Хумри. Проблемы пациентов – не поры на коже и не прыщики – это было инфекционное отделение. Бойцы страдали от тифа, желтухи, дизентерии…

В этой обстановке провела Лилия Алексеевна 1984 и почти весь 1985 годы. Из госпиталя в город не пускали. Но выбраться было можно. Девушки, например, собирали тюльпаны – там росли даже почти черные, темно-лиловые. Один раз решила «проехаться на БТРе» к населенному пункту – попала под огонь вражеского снайпера (видимо, не очень хорошего – пуля щелкнула по броне). Медсестра сама не помнит, «как сползла в люк».

Subbotina1

Условия жизни были тяжелыми – летом страшная жара, обертывались мокрыми простынями, жуткая пыль, а настоящей бани в первый год службы не было, вода с чудовищным запахом хлорки – в госпитале отвар верблюжьей колючки не пили, чай был отвратительного вкуса…

Subbotina2

Полгода службы сама Лилия Алексеевна провела на больничной койке – и тифом она тоже переболела. Медсестра хорошо знала, как именно страдают ее пациенты. Прямо у палаток госпиталя она подверглась смертельной опасности во время одного из обстрелов – ее даже контузило. В госпитале лечили не только наших солдат – но и местных жителей, давали афганцам лекарства. Лилия Алексеевна обратила внимание, что женщины были в никабах – даже глаза закрывали сеткой-паранджой из конского волоса.

Ей было очень тяжело быть «как взаперти» - Лилия Алексеевна сама вызвалась в опасные рейсы для перевозки «тяжелых» в столичный госпиталь в Кабул. В инфекционном отделении, где она работала, было всегда больше ста пациентов. Однажды вертолетчик-афганец побоялся лететь до конечной – и сел в степи возле деревни. Сказал, что дальше везти раненых опасно. У медсестры – тяжелые пациенты, а из деревни набежали дети, взрослые жители, мешают, клянчат.… Только другим бортом с нашим вертолетчиком отправились продолжать путь. Если бы во время остановки поблизости оказались враги…

Subbotina3a

У медсестры даже пистолета не было – она и не думала о своей безопасности. Вместе с ней проходили эти испытания молодые девушки из Казахстана, Полесья, Урала.

Из «командировки» Лилия Алексеевна привела уникальные ткани, некоторые до сих пор «живы». После Афганистана Лилия Алексеевна повидала полмира – была в Чехословакии (тогда страна была единой), в ОАЭ, Германии, Индии… Она продолжает заниматься любимым делом, делает людей красивыми и счастливыми – долго жила в Нижнем Тагиле, потом вернулась в родную Евпаторию. Но и сейчас у Лилии Алексеевны на глазах появляются слезы при воспоминаниях о войне. Оказывается, забыть пережитое невозможно. О горе на войне забывать нельзя – хранить мир нужно деятельно, и «борьба за мир» - не пустые слова. Две тысячи пятьсот лет отмечала в 21 веке Керкинитида-Гезлев-Евпатория, но вряд ли за эти столетия был в городе мир хоть один век. В апреле 2019 года исполнится 75 лет освобождения Евпатории от оккупации во время Великой Отечественной войны. 75 лет мира на нашей земле. Полностью понять это счастье могут только люди, знающие, какие ужасы несет война, например, ветераны - участники событий в Афганистане три десятка лет тому назад.

Subbotina4a

Записали интервью Илья ПОЖЕНЬКО (УВК «Интеграл»), Максим ШКУРЕНКО (МБОУ СШ №15), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории

Фото Софии Мотылевой, юнкора-эколога и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Пятница, 29 марта 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013