google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

АВТОБУС ИДЕТ ДО КОНЕЧНОЙ...

Добавлено : Дата:

Тридцать один год назад небольшой ЛАЗ ежедневно подъезжал к «концу света» и подвозил очередную смену рабочих героев - чтобы параллельный мир Чернобыля не распространился по нашей земле…

Читатели сайта «Тайное общество Евпатория» знают не понаслышке о героях Чернобыля – наших земляках самых разных профессий, но каждый раз  мы стараемся записать воспоминания тех, чьи имена еще не прозвучали. В последнюю субботу января 2018 года юнкоры Евпатории встретились с водителем автобуса Владимиром Аксентьевичем ЧЕРНЫШЕВЫМ. В 1986 году он был в числе тех тысяч скромных героев, кто остановил волну последствий самой страшной техногенной катастрофы на Земле.

Cernishov5

Владимир Аксентьевич Чернышев родился в 1941 году в Алтайском крае, в Сибири. Только-только началась Великая Отечественная война. Его мама с малыми детьми перебралась в Казахстан, в Павлодарскую область, а папа ушел на фронт и почти сразу ПОГИБ, защищая Москву (18 октября 41-го, на Калининском фронте). Мама осталась с четырьмя детьми, Володя был еще в младенческом возрасте. В селе Малые Березняки Качирского района прошло детство Владимира Аксентьевича. Юные корреспонденты рассматривали личные записи пенсионера – водителя автобуса – и удивлялись красоте его почерка (каллиграфического). Позже мы узнали, что родного села Владимира Аксентьевича уже нет, в 2009 году в нем, почти на границе с Новосибирской областью РФ, проживало всего 39 человек, а в 2017 году село УПРАЗДНИЛИ.

Во времена проживания в Казахстане многодетной семьи Чернышевых в этом селе была школа, развивалось сельское хозяйство, медицина. Владимир любил технику, водил трактор, участвовал в освоении ЦЕЛИНЫ (это была особая страница истории страны СССР), а в 1960 году женился на девушке, которая приехала работать в село фельдшером-акушеркой, родом из Белгородской области…

Вскоре молодая семья переехала на родину жены, а Владимир Аксентьевич устроился на работу в воинскую часть – вольнонаемным. Он работал «в армии», и служить не пошел – остался без воинского звания. Его «слушалась» техника, работы было много – зимой на снегоуборке, а почти все время – на экскаваторе, например, разгружая уголь для котельной воинской части. Он получил среднее техническое образование – закончил техникум, и вдруг жизнь «перевернулась»…

Маленькая дочь Владимира Аксентьевича в Белгородской области заболела бронхиальной астмой, ей было очень плохо и приходилось возить на лечение в Крым. Были они и в Алуште, но самые лучшие воспоминания остались от санатория «Таврия» в Евпатории. Кончилось тем, что вся семья Чернышевых в 1969 году перебралась в Крым. Кроме дочери у главы семьи было еще два сына. Владимир Аксентьевич сначала работал в Заозерке, в санатории имени Терешковой, позже устроился в автобусный парк в Евпатории, трудился водителем-бригадиром на ПЯТЕРКЕ и СЕМНАДЦАТОМ. А с дочкой все стало хорошо – она выросла, стала ВРАЧОМ и теперь помогает другим, а крымский климат сменила на более суровый – живет в МУРМАНСКОЙ области у Полярного круга!

Cernishov3

Осенью 1986 года «ударная волна» Чернобыльского взрыва докатилась до Чернышевых. Всех четверых бригадиров автобусного парка Евпатории отправили в командировку на МЕСЯЦ. Второго октября 1986 года в Симферополе собралось человек пятнадцать опытных водителей пассажирского транспорта. Владимир Аксентьевич был одним из самых старших – все-таки человеку «за сорок». В Чернобыль их повезли на «Икарусе», родным видом транспорта.

Cernishov7

Перед командировкой все водители прошли медицинскую комиссию – все были признаны абсолютно здоровыми. На первом же пункте контроля «чернобыльской зоны» командировочных предупредили, что НИЧЕГО собирать в садах и пробовать нельзя, а соблюдать «сухой закон» - обязательно.

Cernishov4

Поселили водителей в городе, но в частном доме. Два дня воду пили прямо из «колонки» во дворе, потом для умывания и питья стали привозить ящиками «минералку». Было холодно и ясно – в ОКТЯБРЕ больше всего поразил ВИНОГРАД, листьев уже не было, а таких крупных виноградин и кистей на лозах никогда КРЫМЧАНИН в глаза не видел! Во дворе дома бродили бесхозные куры, что-то искали себе в пищу, никто их не подкармливал, на пункте санобработки вообще жила бесхозная корова – бродила никому не нужная…

Из «животного мира» осенней порой докучали воробьи и воронье – непрерывным шумом. Работа была у водителей автобусов тяжелой – на сутки заступали на смену, возили людей из палаточного лагеря «Зеленый Мыс» в Чернобыль на работу, в столовую. Каждую вторую ночь приходилось ночевать не в домике, а в палатке на 15 человек с печкой-буржуйкой. От холода (а запомнилась температура в минус ПЯТЬ – в октябре) просыпался Владимир Аксентьевич задолго до подъема в шесть утра, и разбудить уставших рабочих нельзя, и ждать утра на койке – невозможно…

Хотя считалось, что автобусы с рабочими передвигаются «по чистому» пространству, приходилось много раз после выгрузки рабочих везти то прораба, то другого пассажира прямо  к атомной станции. Хорошо запоминались дни так называемых ВЫБРОСОВ – из-за першения в горле во время рейса водители непрерывно покашливали.

Запомнился случай в самом конце октября, когда после проезда по «чистой зоне» дозиметр на контроле показал большое загрязнение. Отправили наполненный рабочими автобус сначала на «холодную обработку» - это не дало результата, потом чистили «по-горячему» - паром, без толку, а уже глубокая ночь, так и повезли рабочих в палаточный городок, ничего поделать было нельзя.

Ремонтировать машины тоже практически невозможно было – ездить приходилось очень осторожно и внимательно, за «дорогу» отвечал водитель. Если стояла морозная погода, включать «печку» было опасно – ведь втягивался загрязненный радиоактивной пылью воздух в салон, поэтому «рабочее место» водителя не грело. «Хорошо» было в столовой – запомнился «витаминный стол», всегда были яблоки, груши, овощи. Наверное, от холода аппетит был отменным – со 2 октября по 2 ноября водитель автобуса поправился на десять с лишним килограммов.

Насколько защищали органы дыхания выдаваемые «лепестки», респираторы, сказать сложно – двое из четверых командированных в зону ЧАЭС водителей уже ушли из жизни…

Когда Владимир Аксентьевич вернулся в Евпаторию, и сдал в бухгалтерию командировочные документы (там ежедневно отмечалось, в какие по степени опасности места заезжал транспорт, сколько времени – поминутно! – был в том или ином месте, от этого зависела оплата смены водителя), то выяснилось – по ЗАКОНУ нужно было выплатить за октябрь ПЯТЬ тысяч рублей! Нужно сказать, что в 1986 году заработок обычного человека был 120 рублей, а водители евпаторийских автобусов получали примерно 300-400 рублей за месяц работы.

Cernishov1

Сначала деньги в положенном размере выдали, но сразу потребовали вернуть, а когда Владимир Аксентьевич возмутился и отказался (ведь начислили в бухгалтерии – по инструкции, и не ПЯТЬ тысяч рублей, а меньше ДВУХ), то потом два месяца вообще не платили зарплату…

В Евпатории (так было далеко не везде) вскоре открылись магазины, где по удостоверениям чернобыльца можно было приобрести за свои деньги товары – продукты и вещи. У Чернышева было задание вести учет всех покупок в городе – он сверял данные торговых предприятий, если один «чернобылец» купил утюг (например) то в следующий раз такую же вещь приобретет кто-то другой.… На всех дешевых вещей не хватало – это называлось «дефицитом».

Cernishov6

Прошло три десятилетия после командировки в Чернобыль, но по-прежнему свежи воспоминания о страхе, который преследовал постоянно, чувство холода, когда казалось невозможным отогреться и это постоянное промывание стекол соленым раствором, и колеса «ходуном», и чувство ответственности за жизнь пассажиров.… И досуг – лишний раз сходить в теплый душ, попробовать смыть все радиоактивные пылинки. Это невозможно забыть. И это не должны забыть молодые поколения – чтобы не приходилось становиться героями водителям автобусов, представителям такой мирной профессии. 

Всего за один месяц командировки Владимир Аксентьевич очень пострадал – разные недомогания стали ему  досаждать. Сначала он не хотел и думать, что болезни – эхо Чернобыля, потом оказалось – его коллеги прошли медкомиссию и получили инвалидность. В 2001 году специальная комиссия в городе Донецке подтвердила вторую группу инвалидности и у Владимира Аксентьевича – причиной стали последствия Чернобыльской катастрофы, месяц работы в так называемой «чистой зоне». Если бы ликвидаторы последствий взрыва не выполнили все свои задания – что было бы теперь с нами?

Илья ПОЖЕНЬКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, УВК «Интеграл»

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

  

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Пятница, 19 апреля 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013