В первый выходной нового учебного полугодия, мы, юные журналисты – экологи, взяли интервью у ликвидатора последствий взрыва на Чернобыльской АЭС,  химика-разведчика Владимира Петровича Виноградова

 Чернобыльская катастрофа произошла  26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке атомной электростанции.  Чернобыльскую катастрофу расценивают как самую крупную техногенную аварию на земном шаре. По глубокому убеждению Владимира Петровича, в произошедшем  виноват исключительно «человеческий фактор» - действия непродуманные, экспериментальные и не вписанные в журнал регистрации…

Vinogradov5

В течение первых трех месяцев после аварии от лучевой болезни, вызванной в воздействии высокой степени радиации на организм, погибло чуть больше тридцати человек. Облако, которое образовалось от горящего реактора, разносило различные радиоактивные вещества,  прежде всего это были изотопы йода и цезия, которые оказывают сильнейший вред для организма человека. Самые большие выпадения радиоактивных осадков отмечались на значительных территориях бывшего СССР, расположенных вблизи реактора, которые на данный момент относятся к территориям Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины. На ликвидацию этой аварии было отправлено очень много людей разных профессий (шоферы, строители, научные работники, лаборанты, военные, пожарные, инженеры, дозиметристы и другие). Настоящими СТАЛКЕРАМИ из фантастических произведений стали разведчики химзащиты – они определяли места скопления изотопов и чистые от радиоактивного загрязнения участки. Конечно, становились работниками такой экстремальной профессии поневоле – кто-то же должен был рисковать здоровьем и жизнью ради спасения всего народа.

Как рассказал нам Владимир Петрович, он родился в нашем городе Евпатория в 1957 году (в августе у него юбилей!), а учился в школе №13, после ее окончания поступил в Москву в знаменитый Химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (поступить туда было не менее престижно, чем в «Бауманку» или МГУ). После окончания института Владимир Петрович получил воинское звание лейтенант, стал командиром взвода химической разведки запаса, но работал в гражданских отраслях – сначала в Ивано-Франковске, потом – в Евпатории. В родной город он вернулся уже женатым и с ребенком. Трудился на заводе «Вымпел». В 1987 году, через год после катастрофы на ЧАЭС, в Евпаторийский военкомат пришли и документы о профессиональной подготовке молодого лейтенанта. Вскоре ему пришла повестка – такие специалисты требовались в зоне ЧАЭС. Ведь меньше чем за месяц разведчики получали ОПАСНУЮ для здоровья дозу излучения и постоянно требовалась замена одних офицеров-химиков на других!

 В Чернобыльскую зону он попал шестнадцатого июля, и пробыл там до тридцать первого августа 1987 года. Как нам рассказал Владимир Петрович, все те полтора месяца, которые он был командирован на ликвидацию последствий взрыва на ЧАЭС, он проживал в селе Ораное (ударение на первый слог – по-русски – Пашенное, Орать - пахать) Иванковского района, где был разбит палаточный лагерь для военных, в основном офицеры жили в дощатых домиках. Находилось это совершенно пустынное село за 30 километров от реактора. Домашних животных Владимир Петрович в селе не видел – за год они исчезли, а улицы напоминали фантастический фильм-катастрофу, такая разруха наступает без хозяйской руки всего за несколько месяцев!  Все в селе заросло, и дома выглядели ужасно. Военные могли проверять не только радиоактивность почв, но и продуктов – участок был довольно чистым, даже несколько яблок в заброшенном саду ликвидаторы съели. Как оказалось, в лагере им не разрешали заниматься спортом и даже делать зарядку (представить сложно – режим для солдат без физкультуры), так как зараженная пыль могла попасть в легкие и стать причиной проявления разных тяжелых заболеваний.

Как только их привезли в лагерь, всей бригаде № 25 Одесской области выдали камуфляжную форму, и «лепесток», который во время работы на станции защищал дыхательные пути от большого количества радиации. Но все равно – через два дня пребывания в командировке у всех садился до хрипоты голос, а люди с хроническим бронхитом ужасно страдали от приступов кашля.

Благодаря таким людям, как Владимир Петрович Виноградов,  ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы осуществлялась организованно, профессионально, качественно. И в настоящее время ЧАЭС не является угрозой для жизни всего человечества. Чернобыль стал уроком для всего человечества. Мы слушали рассказ Владимира Петровича – и чувствовали, как он взволнован, как он мечтает о том, что для шестерых юных евпраторийцев – его внуков и внучек, никогда не настанут времена, когда приходится становиться сталкером поневоле и вступать в неизвестность радиоактивной опасности… ради спасения множества жизней!

Наталья СТОЛЯРОВА, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №14

Фото Анны Красковской, юнкора-эколога (МБОУ СШ №11) и А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».