ОЗЕЛЕНЕНИЕ: ДОРОГО-БОГАТО
Хуже нет, чем стучать в открытую дверь, ни звука, ни грюка, и открывать нечего…
Когда все кругом «открыты для диалога», но на сотрясение воздуха звуковыми волнами никто не реагирует, сложно что-либо предпринять на практике. Городское хозяйство очень сложное – коммуникации подземные, «атмосферные», малые архитектурные формы, уличная мебель… на озеленение обычно нет ни сил, ни средств. Но в Евпатории в 2022 году страшно повезло – финансирование «попёрло» из разных источников – сотни миллионов рублей. Такое бывает раз в ПОЛВЕКА, - в лучшем случае. Как использовать финансы? С пользой для экосистемы (природного комплекса) на долговременной основе, или «дорого-богато», как на ум придёт?
Первый тезис. Озеленение в степном курортном городе – это больше, чем набор деревьев и кустарников, травянистых цветковых растений. Это – фактор успеха хоздеятельности (оздоровления, туризма, торговли…)
Второй тезис. Степное ЛЕСОВОДСТВО в населённых пунктах – это отдельный вопрос, требующий специальных компетенций для осуществления эффективных мер. Нужно в «сухом остатке» получить ТЕНЬ, ветрозащиту, ароматерапию, области микроклимата с комфортной влажностью воздуха, обеспечение жизнедеятельности огромного количества компонентов живой природы (насекомых, моллюсков, птиц, млекопитающих…)
Третий тезис. Лесопарк в Евпатории – детской и семейной здравнице должен быть БЕЗОПАСНЫМ, полезным, красивым в ЛЮБОЕ время года. Поэтому, кроме неядовитых и красивых растений нужно МАССОВО высаживать деревья-кормушки, кусты и деревья – ремизы, следить за «картой цветения» - первые цветы нового сезона в Евпатории появляются уже в ЯНВАРЕ, когда последние красоты предыдущего периода ещё не совсем исчезли! Фотозоны «на природе» в нашей экосистеме КРУГЛОГОДИЧНЫ.
Для комплексного решения проблемы обновления окружающей среды нужно составить план. «Хаосизм» не пройдёт. По приказу расти у нас магнолии, бамбук и бананы с пальмами не станут, берёзы, дубы и рябины не станут основой зелёного строительства. А что станет?
До утверждения СПИСКА видов и составления схемы участка требуется продумать важные вопросы. Например – вы хотите привести в дом собаку. Нужно же учесть размер коврика или конуры, количество пищи, диаметр ошейника и прочее… Чтобы растения выжили в самых неблагоприятных условиях комплекса «приморская степь», тоже нужно многое предвидеть.
В прошлом веке «изобрели» технологию паркового строительства: завозили почву, высаживали плотно-плотно быстрорастущие кустарники или лиственные древесные породы (у нас – маклюру оранжевую), приствольные круги мульчировали, - это экономило воду, на самых маленьких участках обеспечивали биоразнообразие (в сквере наличие 25-30 видов кустарников и деревьев было НОРМОЙ).
Погодные колебания в Евпатории показывают, что не все попытки акклиматизации разных растений у нас были успешными. Альбиция (ленкоранка), кипарис вечнозелёный, ель (даже канадская), рябинник рябинолистный, липа, берёза и многие иные растения в Евпатории «погоды не сделают», они очень уязвимы.
Отдельный вопрос – аллергенности. Берёза, клён ясенелистный – вот наши основные поставщики пыльцы, вызывающей поллиноз.
Поскольку 2021 год в сфере обновления наших парков был в Евпатории ударным с точки зрения освоения вложений, можно провести наблюдения и сделать предварительные выводы. Пройдём в часть «нового» парка имени Фрунзе, на территорию, где озеленительские работы проводятся с 1926 года (95 лет), а начиналось всё ещё раньше, в Пампмуловско-Дувановскую эру полтора столетия назад.
Привлекает внимание саженец луизеании. У этого вида миндаля много имён: Прюнус – слива трёхлопастная, афлатуния, карликовая сакура, майская роза. Луизеания разводится черенкованием и встречается в Евпатории во многих местах. Например, в палисадниках на улицах 9 Мая и Дёмышева, в сквере Героев Чернобыля. Майская роза в Евпатории приживается лучше, чем «пасхальная роза» - керрия, но считать вид приспособившимся к нашему климату преждевременно. Первая претензия – деньги тратили на «красивое», но не очень полезное. У нас даже за 7 лет наблюдений за луизеанией не отмечена «заявленная» высота в 2 метра. Значит, теневой эффект от растения невысок в буквальном смысле этого слова. Вторая претензия – на ярлычке указан питомник происхождения – Нидерланды. Европа, это безусловно шикарно и дорого, но где Северное море, а где – Чёрное?
Третья претензия – опыт подготовки к проведению Олимпиады в Сочи показал, что расхваленные сертификаты ЕС не спасают растения от переноски вредителей, становящихся бедствием в новых условиях проживания. Дендрологи прямо указывают в открытых источниках, что саженцы из Италии (ЕС) стали причиной появления в России опасных вредителей зелёных насаждений.
Этих примеров много – а в Евпатории особенно опасны эпизоотии. Болезни вязов, каштанов, самшитов и у нас стали проблемой.
Крохотные саженцы БЕРЕСКЛЕТОВ (они без ярлычков, но похожи на бересклеты Форчуна морфы Золотой Изумруд) на аллее тоже не дадут больше теневого шатра, это низкорослые кустарники, если дадут ягодки – то ядовитые.
В большом количестве на аллее парка представлен барбарис (скорее всего – Тунберга, колючий и ядовитый). Множество ягод играют только декоративную роль – наши птицы (зяблики, дрозды и другие) эти плоды не едят. Как растение-кормушка и как источник тени барбарис не идёт.
На маленьких сеянцах нет сейчас подписей, но оранжевый ярлычок сохранил след цифр «4000», надеемся, что это – не ценник…
Привлекает внимание полное пренебрежение церцисом. Наши предки кустарник церцис рожковый превращали в дерево на штамбе и использовали растение в декоративных и тенеобразующих целях. К сожалению, багряник-церцис почти не сохранился на этом обновлённом участке парка. Множество самшитов-буксусов от фирмы «Фаворит-Юг» (магазин оптовой торговли или питомник?) выглядят здоровыми, но в Евпатории это вечнозелёное растение деревцем растёт в исключительных случаях, значит – тоже останется зелёными шариками после стрижки. А тени от таких – как от петуний и гомфрены…
Впечатление от участка парка странное – с одной стороны «дорого-богато», с другой – а что останется на десятилетия вперёд? Саженцы не замульчированы, а в Евпатории этот агроприём очень помогает сохранить влагу в почве, оградить от большого засилья моллюсков, создать ремизу для маленьких существ.
В парке Фрунзе прошлого главной фишкой были аллеи махрового боярышника. В мае первые курортники восхищались этим чудом природы, зимой птицы находили пропитание, а снимки из боярышниковых кущей сохранили память о Евпатории у тысяч людей. Новых посадок боярышника пока нигде нет – если появляется, то это американец-крупноплодный, типа боярышника Арнольда…
Биоразнообразия по меркам прошлого века (30 видов на маленьком участке) не наблюдается. Хвойники уже болеют, и они – не кормильцы (нет плосковеточника и можжевельника типа виргинского).
Вывод напрашивается – без Общественного Питомника массовых посадок не произвести даже за очень большие деньги. Черенки и семена из нашей экосистемы не имеют красивых сертификатов Словакии, Италии, Нидерландов и иных стран ЕС, но они сертифицированы жизнью, адаптированы к нашим условиям и НЕ ПРИВЕЗУТ чужестранцев-клопов, трипсов и прочих разных насекомых.
Сеянцы лучше приживаются, они стоят недорого, и в Общественном Питомнике можно без Зеленхоза обеспечить биоразнообразие – одни растят тетрадиум, другие – гимнокладус, третьи – ксантоцерас и бруссонетию… Именно такие деревья, а ещё лох узколистный, гледичия, каркас-кельтис наиболее подходящие кандидаты для списка в обновлённый арборетум Евпатории, а не липы, каштаны, берёзы и рябины!
Аллея парка показала несущественность аргументов оппонентов идеи Общественного Питомника (ОбщеПита Евпатории) – можно садить «маленькие», не только сертифицированные, весьма колючие (как барбарис) и ядовитые растения, но с толком и ясными целями.
Наш город должен быть тенистым, воздух должен быть свежим, ароматным, полезным (с фитонцидами), укрытым от бризов и степных суховеев, в меру влажным, а вид – всегда (круглый год) цветущим.
Андрей БОНДАРЬ, редактор сайта «Тайное общество Евпатория»
На снимках: остатки последней ленкоранки из целой популяции, картинки из обновлённого парка
Фото автора.