google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА ЧИСТОТУ

Добавлено : Дата:

Мамы любят наводить порядок – проведут уборку, и становится чисто вокруг… а вот если загрязнение – радиоактивное?

Поселок городского типа Иванков готовился к майским праздникам. Особенно много работы было у людей, обеспечивающих  чем-нибудь организацию массовых мероприятий. У мастера-цветовода Ирины САМОДИНОЙ тоже была забота – привезти из Киева цветочную рассаду, все высадить красиво… Это был апрель 1986 года – 26 числа произошел врыв на ЧАЭС. В воскресенье, 5 февраля 2017 года о страшных событиях в интервью юнкорам Эколого-биологического центра Евпатории рассказала Ирина Николаевна Самодина, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ лет проработавшая ликвидатором последствий аварии на реакторе.

Samodina7

 Мама двух маленьких детей – дошкольников.  Специальность – мастер-цветовод. Вокруг – зона отселения из прилегающих к атомной станции территорий.  «Вроде чисто» в самом райцентре Иванков – но на глазах матери дочкина обувь начинает заставлять «пищать» дозиметр. Туфельки выбросить легко, а как жить в состоянии неопределенности и тревоги.  Это – Иванков. Здесь прощаются с первыми  жертвами "озверевшего атома".

Над головой разгоняют тучи – не дают пролиться радиоактивному дождю. Разве это не фантастический фильм? Кому нужен теперь специалист-цветовод? В округе ядовитыми становятся грибы и ягоды. На месяц с детьми уехала – дали путевки в Севастополь. Потом – возвращение. Надо жить, наводить порядок на земле, которую за восемь лет жизни стала считать родной.

В пятнадцать лет климат жаркой Туркмении Ирина Николаевна сменила на прохладу берегов реки Тетерев. Вышла замуж. Работала, выполняя задания администрации поселка, была ответственным секретарем отделения общества охраны природы. Возила подрастающих детей показывать заповедные уголки самых ягодных и грибных мест Полесья.

  А после катастрофы жизнь изменилась полностью. Ликвидаторов последствий такой страшной экологической катастрофы было очень много. Они выполняли разные работы и нельзя сказать, какая из них была важнее, потому что это комплексная очистка – дезактивация.

Ирине Николаевне предложили организаторскую роль – она возглавила специальный центр по химчистке и прачечным работам. Одежда у самих работников была обычной – куртка и брюки. Дополнительной защиты не было. И препаратов сначала не было – например, спичку макали в йод, потом опускали ее в жидкость и пили…

Накрепко запомнились старички возрастом за семьдесят лет, которые вернулись из мест переселения в родное село и жили там отшельниками. Работники прачечной привозили им хлеб, другие «покупные» вещи, старики жили «с огорода».

В 1987 году Ирина Николаевна окончательно перебралась на работу в город Припять. Прачечная работала в авральном режиме. Место работы было мрачным – вокруг исчезли птицы, внутри помещения вместо окон первого этажа – свинцовые листы, бегают белые тараканы (совсем белые, как мел!) Разве не страшно?

Со временем мутанты-тараканы извелись, но забыть о странностях места никому не давали то гиганты грибы – один боровик на ведро, то другие аномалии. Так и работала Ирина Николаевна – четырнадцать лет после катастрофы. Работала хорошо. В отпуск ездила с детьми в Крым – и все время мимо Евпатории. То Ялта, то Саки…

Когда получилось, что с учетом стажа работы (год в тех страшных чернобыльских условиях засчитывался за три), что Ирина Николаевна – уже пенсионерка, она почти случайно оказалась в Евпатории. В День защитника Отечества. Некоторые думают, что в феврале нельзя любоваться Евпаторией – это неправда! Ирина Николаевна решила, что именно здесь она и будет жить. И ни разу с 2008 года не пожалела.

 Мне почему-то кажется, что у нее дома всегда образцовая чистота. Все мамы  любят порядок. Но человек, почти полтора десятка лет ликвидировавший последствия загрязнения радиацией, особо ценит чистоту. Теперь мастер-цветовод может смотреть на крымские клумбы с чувством безопасности. И – чувством честно выполненного долга. Лично она сделала все, что было в ее силах – вырастила детей, выполнила все порученные ей задания. И еще – скорее всего, Ирина Николаевна – самый молодой ветеран-ликвидатор последствий взрыва на ЧАЭС в нашем городе.

Илья ПОЖЕНЬКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, УВК «Интеграл»

Фото А. Бондаря.

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Вторник, 16 апреля 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013