БОБ ЗДОРОВЬЯ ГЕНЕРАЛА-БОТАНИКА
Юные журналисты МБОУ СШ№7 города Евпатории в конце января 2023 года прикоснулись к тайнам главного дерева - лиственной кормушки экосистемы
В лесопарке Евпатории зимой идёт важная работа по сохранению поголовья перелётных птиц России, Белоруссии, даже Прибалтики. В городской черте кормятся и находят убежище (почти сто лет) водные, полевые и ЛЕСНЫЕ птицы. Каждый вид пернатых находит себе «кормушку» по вкусу. Для скворцов основными БИСТРО служат посадки лоха, каркаса-кельтиса, боярышника, и СОФОРЫ.
Возле нашей школы (на улице Дмитрия Ульянова) почти 60 лет стаи скворцов находили себе вкусный и полезный корм – из Феодосии в Евпаторию перевозили множество саженцев софоры японской. Сейчас деревья постарели (в Степи деревьям плохо): одни упали, других «посадили на пень» - омолодили стрижкой, третьи одряхлели и превратились в дуплянки. Нужно СНОВА преобразовать Евпаторию в софориный парк – аргументы подбирали юные журналисты-экологи…
Почти первым догадался о способностях дерева ПАГОДА-ТРИ (по-английски) генерал, губернатор части Российской империи в Средней Азии, Николай Иванович КОРОЛЬКОВ. На территории современного Узбекистана люди страдали от СЕЛЕЙ (сель – это лавина грязи и камней после дождя в горах – в Ялте недавно с таким бедствием сталкивались). Нужно было найти деревья, которые смогли бы расти на бедных почвах, под солнцем, терпеть засуху. Местные деревья – не хотели…
Японское дерево, которое любили высаживать возле храмов (пагод) было вне конкуренции – кроме перечисленных качеств это растение имело добавочные плюсы, - оно цвело почти три месяца, с июля по сентябрь, было МЕДОНОСОМ и кормило летом насекомоядных птиц, а зимой – любителей семян «бобов». БОБОВЫЕ деревья собирают в почве АЗОТ, настоящее удобрение для других растений, растёт и само обогащает грунт!
Пагоду-три назвали на латыни СТИФНОЛОБИУМ Королькова после признания заслуг генерала-ботаника. Именем смоленского дворянина в Средней Азии назвали крокус Королькова (шафран), тюльпан Королькова, боярышник Королькова, шалфей Королькова – это из дикой природы… а ещё – есть сорт Роза Королькова!
Стифнолобиум Королькова «пошёл» по Степи и горным районам, где другие деревья вообще жить не могли, стали дарить тень, возможность разводить пчёл (где они могли собирать нектар в августе), комфортную для человека влажность воздуха.
А в Евпатории деревья стифнолобиум Королькова служили кулисой от степных ветров – суховеев. Многие улицы в городе – стифнолобиумные…
Только с именем нужно было что-то решать – слишком мудрёное было научное название. Почти век называли дерево ЯПОНСКОЙ АКАЦИЕЙ, а потом прижилось прозвище СОФОРА. Под этим названием многие евпаторийцы собирали стручки бобового растения для домашней аптечки. В отличие от МАКЛЮРЫ, софора японская признана официальной медициной как лекарственное растение.
Но в зимнее время софора – это столовая для скворцов, когда в городе было много лоха узколистного, каркаса южного и боярышника, птицам жилось прекрасно, они не летели через море, дорогой, полной опасностей, а весной возвращались к себе в Ленинградскую область или в Рязань. Теперь старая экосистема гибнет, а новая… какой она будет? Решать – нам!
К тайнам стифнолобиума-софоры прикоснулась Татьяна КУЧЕРЕНКО, юный журналист-эколог МБОУ СШ №7 города Евпатории
Фото из архива А. Бондаря, редактора сайта «Тайное общество Евпатория».