МАНИФЕСТ СВИДЕТЕЛЕЙ ОбщеПита ЕВПАТОРИИ
Наш девиз: «Своё, массовое, даровое!»
Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым, и заколосятся по дворам кустики аморфы, а не пальмы…
Конкретно проблема – в Евпатории, в степи у моря век дерева «за 50» критичен. Полсотни зим, полсотни лет – и падает лох, рушится берест, суховершинность губит тополь и робинию, сохнет на корню сосна Палласа, вся в дуплах софора (шелковица, клён ясенелистный и др.)
Конкретно вопрос – что делать (где делать и как делать)?
Конкретно ответ – это всё уже было, горожане справились, используя доступные механизмы. Этап первый (1947 - 1967). Сначала просто раздавали саженцы (ясень эксельсиор, берест, тополь белый, миндаль…) евпаторийцам. Потом (1967-1989) – смотрели сквозь пальцы, как в дворы просачивались черенки и отводки из парков здравниц – там, где заселялись работники санатория МО, начинали колоситься одни растения, там, где ордера на квартиры вручали сотрудникам «Солнечного», «Днепра», «Победы», имени Крупской – иные деревья и кустарники. Что стерегли, тем и озеленяли.
Процесс шёл быстро, многие горожане имели навыки сельских жителей, умело пользовались нехитрыми правилами: когда высаживать, как выгонять в саженец сеянец, почему важно мульчировать почву в приствольном круге…
В каждом дворе хрущёвок – свой арборетум. Настоящий ботсад – видовое многообразие затмит иной дендропарк, почти в каждом дворе – своя «красная страница», фишка из красивого и редкого. В одном дворике – глициния, в другом – ксантоцерас, в третьем – чёрная бузина, в остальных – от многоцветкового кизильника до тиса ягодного…
Эту тягу к тенистому дворику и сегодня у евпаторийцев искоренить нельзя – но теперь родной селекции растений не найти. Нет Зеленхоза, нет Дендропарка в виде Ботсада с ведением научной деятельности. Одни евпаторийцы считают, что у нас почти как в Ярославле – и упорно покупают саженцы туи западной, черёмухи, рябины, липы и берёзы (в курортной Евпатории – вредный аллерген номер 1). Другие убеждены – Северо-Западный Крым (широта Канады, на минуточку), это одно и то же с Валенсией-Марбельей, знаменитой СВОИМ сортом апельсинов…
Поэтому новостройки озеленяются хаотично (как в старину), но бестолково (как в эпоху дивайсов и гаджетов). Одни закупают ели и рябины, другая часть жильцов дома – магнолии, бамбук и широколиственные породы.
Казалось бы – можжевельник, всё просто, но «наш», кормилец птичек – типа высокого и виргинского заменяется на китайский колонновидный и горизонтальные виды. Их шишкоягоды не кушают пернатые. Таких примеров много – вместо клёна татарского и явора завозят клён-остролист, вместо тополя китайского (он не пылит), пытаются укоренить катальпы (двух видов) и платаны.
Активисты движения ОбщеПит Евпатории (Общественный Питомник) предлагают НЕ пользоваться покупным рассадочным материалом ВООБЩЕ. В последние годы с КРУПНОМЕРАМИ (норовят закупить саженцы от 2 до 5 метров) проникают в наши парки чужаки – вредители. Страдает весь «элитный» посадочный материал из Европы – хоть из Польши, хоть из Италии, хоть из Нидерландов. Жуки, грибки, бабочки, клопы так и лезут – и никакой санитарный контроль не помогает. Так было в 1954 году с американской белой бабочкой – импорт саженцев, и получите эпизоотию. И радуйтесь сертификатам «соответствия», пока кипарисы, самшит, каштаны или вязы массово гибнут.
Только не надо говорить, что предусмотретельно поступили – свои БЕСПЛАТНЫЕ семена никто не собирает, отводки-пасынки не размножает, а хотят всё и сразу – без хлопот, без того, чтобы «тесто замесить, дров нарубить, печь растопить, пирожки налепить…»
Привозные саженцы плохо растут – как воткнули деревце с берегов Северного моря (Нидерланды) или из Карпат (Словакия) в нашу каштаново-солонцеватую почву с наносным чернозёмом, так они и сидят себе. Но большинство (альбиция мёрзнет, ива мацудана сохнет…) страдают до смерти.
Оазис Евпатория – абсолютно уникален. Симферополь, Севастополь, Белогорск, Феодосия – совсем иные биогеоценозы. О ЮБК даже говорить не приходится.
В Евпатории имеются уникальные компетенции. Есть популяции очень нужных растений. Они делают нашу КАРТУ ЦВЕТЕНИЯ круглогодичной, дают тень и насыщенный фитонцидами воздух, устанавливают комфортный микроклимат (влажность воздуха, силу ветра).
В Евпатории из 150 видов ассимилировавшихся в экосистеме деревьев и кустарников имеются свои чемпионы – КАРКАС (кельтис) и ЭВОДИЯ (тетрадиум) по борьбе с засухой, КОЛЮТЕЯ (пузырник) по сопротивлению солнцепёку, бруссонетия и рус тифина – по скорости роста и формированию теневого полога. Но «садят» берёзы, ели и каштаны…
Кто знает о том, что «пурпурная» слива Писсарди у нас или сохнет, или опыляется миндалём и становится в меру зелёной? А кто слышал о дереве-инсектициде ЯСЕНКЕ, о манном ясене, цветущем круче черёмухи, о том, что в самом маленьком сквере – до ТРИДЦАТИ видов деревьев и кустарников? А почему почти никто не знает о том, что «иудино дерево» - это кустарник церцис рожковый… Вывод – организация ОбщеПита – Общественного Питомника должна проходить одновременно с деятельностью Эколикбеза – массовой ликвидации экологической неграмотности населения нашей земли.
Пока информации про родной край, наш окружающий мир в широком доступе нет, и владение этой информацией «не обязательно», оно не по «программе». Вот и появляются у нас в озеленении мушмула, пальмы, туи западные и бамбук… а новенькие набережные да скверы ивами засаживаем.
Дорого, вредно (завозятся совершенно экзотические вредители), неэффективно (одни мёрзнут, другие сохнут) и очень мало – надо 20 тысяч саженцев весной и 20 тысяч осенью, откуда такие средства? А если 35 улиц «озеленять» по одной в год… о чём говорить.
Каждый хороший куст может стать донором 100 черенков, каждое хорошее дерево может дать сто тысяч семян. Потом надо питомник с туннелями, агроволокно, корневир, удобрения, вода и 4 года. И будут свои саженцы (даже двухметровые, маклюра даёт побег полтора метра за один месяц) – не по 40 тысяч рублей за штучку, а по 1 тысяче.
А если учесть, что свой сеянец китайского клопа точно не запустит в экосистему, что выживаемость лучше в разы…
А если ещё и мульчировать своим материалом и поливать в ЧЕТЫРЕ раза меньше! Вот где «перспективы» во множественном числе открываются! Такие наши доказательства обустройства ОбщеПита.
Андрей БОНДАРЬ, редактор сайта «Тайное общество Евпатория», координатор проекта ОбщеПит Евпатории
Фото из архива автора.