google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ПАТРУЛЬ В ПРИПЯТИ – ЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН

Добавлено : Дата:

Тысячи таких населенных пунктов, как Евпатория или Уютное (малая родина младшего сержанта милиции – «чернобыльца» Олега Давидовича ГОЛОСОВА) были защищены от радиоактивных «гостинцев» благодаря принципиальным часовым в ЗОНЕ ОТЧУЖДЕНИЯ Чернобыльской АЭС… их вахта продолжалась не месяцы, а годы

«ПРАВДА» за 14 декабря 1986 года… так называлась главная газета страны, в которой было опубликовано очень важное сообщение о вводе в строй «комплекса защитных сооружений» на территории ядерного объекта в Киевской области УССР. Очаг был "локализован" - люди из тридцатикилометровой зоны вывезены. Но что делать с миллионами ценных предметов, оставшихся в зоне ЧАЭС. Например, целый город Припять с многоэтажными домами, с гаражами и складами сокровищ техники, мебели, одежды…

интервью юнкоров

Единственным выходом из ситуации, чтобы радиоактивные предметы не «расползлись» по всей стране, стало обеспечение патрулирования большой территории. Обеспечило людскими ресурсами выполнение госзадачи Министерство Внутренних Дел – милиционеры отправлялись в командировку в зараженную радиацией зону. От их выдержки и дисциплины зависело здоровье ТЫСЯЧ граждан СССР. Милиционеры выполняли приказ – и не знали, кто останется здоровым, кто заболеет, кто именно из их батальона окажется инвалидом…

интервью юнкоров

Юнкоры побеседовали с ликвидатором-чернобыльцем в воскресенье, 15 декабря, в годовщину статьи в «Правде». Милиционер Олег Давидович Голосов из Евпатории в город Припять попал «как все». Он родом из Уютного, от него до Евпатории пешком прогуляться – ничего не стоит. В 1985 году Олег Давидович окончил школу, осенью ушел в армию, оказался в военной части 3377, около города Красноярска в Сибири. Его подразделение Внутренних Войск несло службу по охране военного секретного ядерного объекта. По целым суткам солдаты дежурили «в горе» - объект находился на глубине примерно 500 метров ПОД поверхностью земли. Внешне этот объект напоминал метро – вглубь горы уходили рельсовые пути, по ним передвигались вагоны с рабочими, инженерами, бойцами.

Красноярский край запомнился крымчанину великолепной природой, величественной тайгой, страшным «зверьем» - комарами. На службе приходилось с полной выкладкой (особенно невезучими были солдаты с ручным пулеметом или «переносной» радиостанцией) бегать кроссы по 25 километров. Нельзя сказать, что «курорт», но за два года службы оформилось желание у молодого человека навсегда остаться «в погонах», устроиться в милицию.

В 1987 году Олег Давидович самолетом отправился домой, в Крым. Он уже хорошо знал, что произошло в Чернобыле, ведь его воинская часть обслуживала ядерный объект. Он даже давал подписку не разглашать ДЕСЯТЬ лет, где именно он проходил армейскую службу.

интервью юнкоров

Вернувшись домой, демобилизованный солдат «устроился в милицию», вскоре был направлен на учебу – в город Николаев. Обучение шло на русском языке. В Евпатории работал во вневедомственной охране, в звании младшего сержанта.

интервью юнкоров

Вскоре наступил 1989 год, милиционеру исполнилось 23 года. Все это время (после взрыва 26 апреля 1986 года) по очереди отправлялись сотрудники МВД охранять НАШУ жизнь от ядерной угрозы. Брошенные города и села были «приманкой» - можно было быстро разбогатеть, вытащив из зараженной зоны ценности. Люди уезжали только с документами – бросали все имущество. Самым ценным были автомобили…

интервью юнкоров

Нельзя было допустить, чтобы радиоактивное загрязнение распространилось повсюду. Неизбежным было появление возле Чернобыльской АЭС милиционера из Евпатории… Черед Олега Давидовича наступил летом 1989 года.

В Справке официального уведомления сказано, что 7 июня сержант милиции уже находился в городе Припяти. Там необычно выглядели деревья, строго запрещалось пить воду, трогать вещи, есть ягоды.

интервью юнкоров

От дисциплины охранителей зоны зависели их здоровье и жизнь соотечественников. Олег Давидович сказал во время интервью, что «слышал о тех, кто охранял периметр, но пытался сам вывезти автомашины из брошенных гаражей».

Патруль восемь часов в день обходил улицы брошенного города Припяти. Город за три года без жителей стал ужасным. Сквозь асфальт пробивались растения. Встречались совсем одичавшие собаки. Беспризорные кошки провожали патруль равнодушным взглядом.

интервью юнкоров

Окна пятиэтажных домов без единого человека выглядят пугающе. Олег Давидович долго подбирал слова, чтобы объяснить необычность БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО городского пейзажа… но нет таких слов. Город, враждебный жизни. Так могло стать не только в Припяти. От этого и построили «защитный экран» из ночного и дневного дозоров.

К счастью, самого милиционера-евпаторийца беда обошла стороной. У Олега Давидовича не было защиты от радиации. Даже респиратора не было. Раз в неделю сдавали кровь на анализ, дозиметры-ручки проверяли ежедневно, но не сообщали патрульным, кто и сколько «взял» радиации.

В патруле было двое – за все лето службы в Припяти нарушителей не обнаружилось. Видимо, знали мародеры – зона на замке, вывезти «фонящую» машину не удастся. Крым и другие уголки страны оказались в безопасности – благодаря патрулированию. Олег Давидович видел, например, что ловили «необычного вида рыбу» - но ее тоже не пытались вынести за периметр охраны.

Охрану правопорядка несли очень дисциплинированные люди. У Олега Давидовича это в характере – классификация и порядок, даже хобби об этом говорит (он коллекционер – был филателистом, сейчас нумизмат).

Уже много лет, как прапорщик милиции, служивший в ППС Евпатории, патрулировавший проспект Победы, парк Фрунзе и другие районы города Олег Давидович Голосов – на пенсии. Юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории во время интервью с ликвидатором 15 декабря 2019 года заметили, что с годами не «стихает» волна благодарности тем людям, которые рисковали здоровьем ради чистоты всей страны в радиоактивной зоне.

интервью юнкоров

Это чувство благодарности за наше детство без излучения должно остаться у жителей страны навсегда. Без строгого надежного патруля радиоактивные предметы принесли бы горе за сотни, за тысячи километров от реактора на ЧАЭС. И никто бы не представлял себе, как с такой бедой бороться…

Спасибо, чернобыльцы – ликвидаторы последствий взрыва на ЧАЭС. Мы помним ваш подвиг!

Илья ПОЖЕНЬКО (ЕУВК «Интеграл»), Анастасия НАГЛАЯ (МБОУ СШ №1), «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

0

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Пятница, 19 апреля 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013