google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

НОЧНОЕ ВОРОНЬЕ: НАКАРКАЛИ

Добавлено : Дата:

Теплое ясное лето 1986 года в окрестностях населенных пунктов Припять и Чернобыль оказалось смертельно опасным для самых сильных, образованных, здоровых молодых людей – им предстояла командировка в преддверие ада

В субботу, 20 января 2018 года, юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории встретились с ликвидатором последствий взрыва на Чернобыльской АЭС - Владимиром Николаевичем Тороповым. Его судьба нас поразила – «вооруженный» самыми нужными в ситуации знаниями, большой и сильный человек в расцвете лет (ему во время командировки еще не было 35-ти) технически подкованный специалист ДОБРОВОЛЬНО оказался в самой страшной «ядерной преисподней», на строительстве дороги к РЫЖЕМУ лесу.… За ЧЕТЫРЕ дня он потерял здоровье, надежду на счастливое будущее и ДВА года непрерывно лечился. Если бы не переезд в Евпаторию из сибирского города Кемерово, наша встреча не могла бы состояться, однозначно!

Chernobilec2

Когда говорят о целебной силе нашего курорта, евпаторийцы «привычно» пропускают это «мимо ушей». Разве у нас в городе не болеют люди? Но есть множество свидетельств того, что Крымский климат, лечебные грязи, другие природные факторы и медицинские работники курорта смогли подарить ДЕСЯТИЛЕТИЯ жизни совершенно отчаявшимся людям.

Нашему собеседнику с добродушной улыбкой и сильными руками (в одиночку построил дом!) давали врачи всего ПОЛГОДА жизни! Этому прогнозу уже 30 лет!

Владимир Николаевич – сибиряк, в Сибири, в городе Кемерово получил диплом выпускника Политехнического института, выучился на инженера - автомеханика. Стал специалистом в сфере организации автомобильного хозяйства и эксплуатация автомобильного транспорта. По успеваемости был восьмым из двухсот студентов-однокурсников. По государственному распределению Владимир получил направление на работу в Симферопольский автобусный парк, из Западной Сибири переехал в Крым, в котором проработал пять лет (с 1980 года).

Потом вернулся в Кемерово – предложили очень важную работу. На момент катастрофы на Чернобыльской  АЭС был в Сибири, там тоже в это время произошла страшная техногенная авария, был выброс смертельно опасного горчичного газа. Этот газ не имеет цвета и запаха, в этом сходство с радиацией – смерть подкрадывается невидимкой. Обо всех опасностях техногенных катастроф Владимир Николаевич был осведомлен прекрасно – он был командиром сводного батальона по ГО, гражданской обороне, сам проводил учения по выживаемости в случае атомной бомбардировки и всего подобного…

Chernobilec3

В Чернобыльскую зону (в город Припять) его бригада из 6 человек отправлялась от Министерства энергетики, по приказу из Москвы. Предполагалось, что командировка продлится ПЯТНАДЦАТЬ дней, за это время мастера – бетонщики проложат часть новой бетонной дороги для автомобильного сообщения с ЧАЭС. Группа добровольцев, включая Владимира Николаевича (он был бригадиром) прибыла на место ПЕРВОГО июня 1986 года. Расположились в здании детского сада в Припяти. Над ядерным реактором время от времени еще появлялся дымок.

Первое впечатление от командировки появилось в аэропорту Борисполь. Люди улетали самолетами из Киева – а прямо на полу бросали в здании  аэровокзала вещи, причем не только детские игрушки, но и чемоданы!

Такого беспорядка коллеги Владимира Николаевича не могли себе представить. Словно бегство во время войны. Сибиряки ехали через Москву, Владимир Николаевич в столице обзавелся редким оборудованием – дозиметром. Из Киева все автомобилисты отправились к месту катастрофы, приехали к месту назначения практически в полночь – ясной, звездной, теплой летней ночью Полесья. Всех новоприбывших поразил контраст с «тихой украинской ночью» - воздух кругом дрожал от непрерывного карканья ворон!

Chernobilec4

Это было очень необычно – дневные птицы кричали всю ночь,… словно накаркали беду. Как было не вспомнить Владимиру Николаевичу о жене, о сыне. Но бригадир был старшим – и по возрасту тоже, надо было организовать работу. Они трудились по 12 часов – нужно было получить бетонный раствор в «грязной зоне», например, приборы показывали, что вплотную к станции и к реактору было «чисто», а в нескольких километрах дозиметр просто зашкаливал. Нужно было бетонный раствор на спецмашинах доставлять к месту прокладки дороги – именно по «грязной» зоне. Все получили строжайшее указание – ходить только по мокрому асфальту. Каждые полчаса проезжали цистерны-поливалки, обрабатывали раствором-дезактиватором улицы и шоссе. За заборчиками наливалось урожаем лето – огромные спелые клубничины дразнили взор (такой крупной клубники нигде больше Владимир Николаевич не видел), но до каждого было доведено предупреждение – выход на траву, на частные участки вызывает огонь на поражение! Проверять никому не приходило в голову…

 За время, «отведенное» судьбой, проложили часть дороги, вскоре выяснилось, что все 15 суток ребятам с сибирским здоровьем не выдержать. Командировка была сокращена. Не помогло ни усиленное питание, например, плов давали огромными порциями и состоял он на пятьдесят процентов из мяса…, ни белые одежды с респираторами, ни санпропускники.

Из воспоминаний очевидца – в городке жителей не было, а в деревнях оставались ЛЕТОМ, в июне 1986 года и дети, и взрослые. За четыре дня с участием бригады Торопова было проложено примерно двадцать пять метров дороги к Рыжему лесу. Вот цена каждой пяди земли, вот какова цена Чернобыля.

Через пару месяцев после возвращения домой у Владимира Николаевича диагностировали белокровие. Торопову давали не более полугода жизни – рак крови очень опасное заболевание. Документов «ликвидатора» у Владимира Николаевича не было. Работать он не мог. Но он вовремя сменил климат и переехал в солнечную Евпаторию, тем самым (как оказалось) спасая свою жизнь.

В итоге - после 4-х дней пребывания в Припяти жизнь Владимира Николаевича переросла в два лежачих «пустых года», наполненных процедурами и лекарствами. В Евпатории мастер на все руки переквалифицировался в строителя, САМОСТОЯТЕЛЬНО построил дом. Рассказывая самые страшные вещи, Владимир Николаевич прямо излучает оптимизм. Слушаешь его, и понимаешь – такие закаленные и цельные натуры СМОГЛИ обуздать силу ядерного взрыва. А есть ли сейчас такая молодежь.… Сможет ли сейчас справиться общество с какой-либо серьезной бедой? Не хотелось бы, чтоб от ответа на этот вопрос зависела моя жизнь, или судьба моей младшей сестренки.

Chernobilec5

Подобная катастрофа не должна повториться – каждый метр у «преисподней» отвоевывать приходится очень дорогой ценой.

   Мы хотим сказать спасибо за все, что сделал для человечества Владимир Николаевич и пожелать ему здоровья и долгих лет жизни.

Евфросиния ЩУПАК, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №13

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Четверг, 28 марта 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013