google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ЧИСТОТА ЦЕНОЙ ЗДОРОВЬЯ

Добавлено : Дата:

На ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной станции трудились семьями, например, мама – Любовь Александровна ГОЛОБОРОДЬКО, и ее сын, Владимир Павлович

Юные журналисты Эколого-биологического центра Евпатории воскресным утром 11 февраля 2018 года в музее «Звезда Полынь» в сквере Героев Чернобыльцев встретились с семьей Голобородько. Любовь Александровна и Владимир Павлович специально для этой встречи с юнкорами приехали из Новоозерного. Всего несколько лет назад ветеран труда Любовь Александровна отказалась бы от путешествия ради интервью, но после переезда в Крым она стала себя чувствовать гораздо лучше. Наш целебный климат придал ей сил, а сын шутит, что теперь «мама и тюльпаны возле монумента-обелиска в поселке высаживает, и в Евпаторию из Новоозерного из-за позабытой «мелочи» съездить – не проблема»!

Goloborodko2

Представляя себе героев ликвидации страшных последствий катастрофы на ядерном реакторе, многие люди рисуют себе образы мужественного спасателя, сурового вертолетчика, дипломированного химика или медика… на самом деле пожертвовать своим здоровьем ради обуздания стихии атома пришлось множеству людей мирных, далеких от ядерной физики и техники профессий.

Любовь Александровна Панова родилась в Приморском крае, среди удивительной природы Уссурийской тайги. Там, недалеко от Японского моря, она выросла в семье офицера-военного родом из Харькова, освоила профессию телефонистки, вышла замуж, родила сына…

В 1960 году семья ГОЛОБОРОДЬКО переезжает с Дальнего Востока в Киевскую область, в город Белая Церковь. На новом месте жительства Любовь Александровна приобретает новые профессии швеи и работницы «срочной химчистки». Проходит четверть века, авария на Чернобыльской АЭС «не проходит мимо» семьи – в год катастрофы добровольно уходит на рубеж борьбы с последствиями взрыва сын-строитель. Тогда верили, что во многие «отселенные» деревни можно будет вернуться людям – масштаб народного горя еще только предстояло осознать.

Любовь Александровна умела работать – ее даже наградили ГОСУДАРСТВЕННОЙ наградой, медалью «За трудовое отличие». Для этого работнице сферы обслуживания нужно было изо дня в день совершать трудовой подвиг.

В следующем после катастрофы 1987 году пришел черед проявить героизм и маме двоих детей, 49-летней Любови Александровне. Здоровьем к этому возрасту мастер похвастаться не могла. Уже были проблемы. И в начале 1987 года Любовь Александровна находилась на больничном, она могла отказаться ехать в опасную для жизни командировку, но этого не сделала. О «ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ЗОНЕ» ей рассказывал не «диктор в телевизоре», а собственный сын. Любовь Александровна имела право получить справку-освобождение от отправки в зараженную местность. Это невозможно объяснить – люди считали своим долгом ПОМОЧЬ, рискуя здоровьем.

Мы встретились с героиней Чернобыля 11 февраля – в очередную годовщину ее памятной командировки. Десятого февраля 1987 года она приехала в Чернобыль. Что видели работницы химчистки из Белой Церкви – так это солдатские патрули, лица военных были в масках, коричнево-ржавый лес погибающих сосен, бросились в глаза автомашины в кювете и кругом в поселках пустые дома, заколоченные окна. Это все – в ее родной КИЕВСКОЙ области!

С обочин «скалились черепа», на столбиках кругом предупреждающие надписи «Заражено» и вот – жилой дом непосредственно в Чернобыле, белоцерковские работницы, как могут, обживаются в комнате, ванна в квартире вся ржаво-коричневого цвета, на февральском снегу во дворе покрыты изморозью и валяются пианино и брошенный ковер. Когда женщины захотели перетащить ковер в свое помещение, чтобы стало уютнее – их строго предупредили, что вещи трогать нельзя – опасный фон радиации. То есть – ходить мимо «фонящих» вещей было «можно».

Зима вносила в работу организованного банно-прачечного комбината свои поправки – прошел тридцать один год, а до сих пор помнит Любовь Александровна, как было холодно. Месяц «строгого режима» тянулся долго – работа, койка в комнате, снова работа, хотя обещали сначала, что «вахта» не продлится более десяти дней.

Женщины постоянно стирали постельное белье – наволочки, покрывала, пододеяльники.…Кроме стиральных машин в зале стояла «центрифуга» для отжима и катки-гладилки. Если кто-то думает, что в плохо отапливаемом помещении зимой, когда кругом пар от стирки – это приятная работа, то ошибается!

После работы женщины брали в руки тряпки и швабры и проводили дезинфекцию своего жилья – чистили стены, мыли окна. Однажды они устроили себе «экскурсию» - на автобусе из Белой Церкви со своим водителем проехали максимально близко вокруг разрушенной АЭС, увидели источник выброса радиации, только воздвигнутый объект «Укрытие».

Кроме запаха мокрого белья Любовь Александровну постоянно преследовал отвратительный запах, который она сравнивала с вонью навоза. От этого нельзя было скрыться. Напоминали о радиации и жители «конуры» у столовой, кот с облезлой спиной и его подруга-курица, тоже без перьев.

Женщины очень надеялись, что на День 8 Марта их все-таки отпустят домой, к родным. Но командировка продлилась точно месяц – с 10 по 10! А дома начались новые проблемы со здоровьем. Сын вскоре переехал в Крым и навещая Любовь Александровну видел, что постоянные поездки в Миргород на лечение, целые пакеты медикаментов маме не помогают. Их дом в Белой Церкви словно в яме находился – летом ни ветерка, воздуха «не хватало». Конечно, Владимира Павловича тревожило состояние матери – ей приходилось делать несколько остановок отдышаться по дороге на пятый этаж, а цвет лица стал каким-то «серым».

Goloborodko3

В 1999 году Любовь Александровна, уже получившая к тому времени инвалидность, связанную с последствиями катастрофы на ЧАЭС, переехала в Крым (после смерти мужа). Целебный воздух степи и моря совершил чудеса – Любовь Александровна получила новый заряд энергии. Конечно, выздороветь полностью – это фантастика, но теперь путешествие по маршруту Новоозерное – Евпатория ей действительно по силам. Мы еще раз увидели могущество ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ силы. Как же важно сохранять чистый воздух, всю нашу родную природную среду!

Илья ПОЖЕНЬКО, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, УВК «Интеграл»

Фото А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

   

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Пятница, 19 апреля 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013