google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

ПРОФЕССИЯ ОСТАВЛЯТЬ В ЖИВЫХ

Добавлено : Дата:

В канун тридцать третьей годовщины взрыва на Чернобыльской АЭС (20 апреля 2019 года) юные корреспонденты эколого-биологического центра Евпатории взяли интервью у человека, способного оставлять живыми «из мертвых», анестезиолога-реаниматолога Павла Матвеевича Островского, Почетного Гражданина Евпатории

Павел Матвеевич работал в зоне поражения радионуклидами две недели. «След Чернобыля» тянется за ним все 33 года, он остался с ним навсегда. В Чернобыльском районе (с 1992-го года - Иванковский), в Горностайполе, его маленькому коллективу, в котором были врач, медсестра, фельдшер-лаборант, пришлось быть мастерами на все руки. Они оказывали медицинскую помощь жителям десятка сел. Это было время, когда половина населения уехала, а другая – осталась. До АЭС было около 18 километров. Накопитель радиации «набирал» опасную дозу за минуты (такие дозиметры использовали медработники рентген-кабинетов, только «часовую Чернобыльскую норму» они и за год не регистрировали). Невозможно посчитать всех пациентов, прошедших «через руки» замечательного доктора. Юнкоры во время беседы с врачом впервые почувствовали уникальность профессии Павла Матвеевича – сначала пациента переводят в состояние искусственной комы, обеспечивают исправную работу всех органов во время операции, а потом – приводят в чувство. Настоящая работа с «живой и мертвой» водой – только состав этой «воды» очень часто разный, надо очень много знать и уметь. Сочетание трех – восьми препаратов должно быть максимально эффективным. Достичь успеха в такой работе – искусство.

История жизни врача Островского очень интересна. Он родился в десятке километров от Турецкого Вала, в деревне Херсонской области. Подростком любил кататься на коньках (климат был значительно холоднее), играл в футбол, с удовольствием участвовал в игре «Зарница», учился стоять до конца в борьбе, дисциплине, - это была патриотическая и интересная игра. На месте исторических сражений собирали команды десятков школ, романтика, полевая кухня, выполнение «штабных» задач – надо было захватить знамя условного противника. Павел Матвеевич вспоминает, что мальчишки собирали целые коллекции гильз, немецких и румынских касок, однако военная тема не стала центральной для мальчика Островского – его двоюродный брат стал врачом-терапевтом, примером для подростка.

В 1974 году выпускник школы поехал поступать в медицинский вуз в Симферополе. Когда Павел Матвеевич поступил в институт, знаменитый Георгиевский еще был жив (позже именем Сергея Ивановича, туляка, прославившего медицину Крыма) назовут медицинский университет.

В Симферополе готовили медиков для всего мира. Учились вместе студенты из Эфиопии, Индии, Палестины, Египта, а Павел Матвеевич делил комнату студенческого общежития с парнем из Доминиканской Республики (это остров Гаити в Карибском море!). Все студенты гордились своим вузом – в преподавательском составе числилось сразу 70 профессоров!

Шесть лет учебы, седьмой год – ординатура. Из хирурга постепенно «кристаллизовался» анестезиолог-реаниматолог. Это двойная профессия, надо знать тайны анестезии, и владеть секретами реанимации. У Павла Матвеевича очень хорошо получилось – он работает заведующим отделением в ГБУЗ «Евпаторийская городская больница» и накануне интервью обеспечил успешные операции пятерым детям, а еще за день до встречи с юнкорами он сделал все, чтобы здоровой вернулась домой старенькая бабушка – с новеньким суставом в ноге. В Евпатории часто и очень успешно проводят подобные операции.

С опытом работы на «Скорой» в Херсоне врач Островский приехал в наш город очень давно – шел 1981 год. После аварии на Чернобыльской АЭС медиков разных профилей собрали в Симферополе. Наших земляков было более двадцати: терапевты, хирурги, медсестры… Вместе с другими крымчанами отряд евпаторийцев был отправлен в Бородянку Киевской области «в неизвестно, куда и зачем». Прибыли на место 12 мая 1986 года – кто хотел, к этому времени эвакуировался, а половина людей решила остаться, ведь весна, огороды.

Профессия оставлять в живых

Оттуда три медика попали в Горностайполе на реке Тетерев… Больница там была маленькой, но хорошей, сразу Павлу Матвеевичу вручили ключ, показали аптечный склад и палаты на 30 коек, так он стал главврачом на большой территории. Из мер предосторожности от радиации – душ и уборка дважды в день, никаких проветриваний помещений, один на две недели комплект одежды «х\б»… Вода – из артезианской скважины, полный запрет на домашнее молочко, овощи, ягодки…

На месте работы в основном приходилось работать, как бригада скорой помощи, наверное, именно это спасло наших медработников от страшных последствий. В основном местные жители обращались с обычными заболеваниями (у кого диабет, у кого ангина). С Чернобыльской АЭС больные не приходили. Павлу Матвеевичу было 27 лет, он был полон сил. На здоровье не жаловался. Юнкорам удалось выведать один секрет биографии – в Чернобыльском районе его бригада приехала на вызов, когда старушку в огороде уже накрыли простынкой и с ней все попрощались. Но комплекс мер «оживил» старушку – у нее просто было настолько низкое давление, что все приняли ее за ушедшую в мир иной.

Профессия оставлять в живых

Работа не была в тягость – но «самовар» разрушенного энергоблока нес реальную угрозу. Две недели все продержались – а по возвращении начало «рваться там, где тонко». Павел Матвеевич особенно страдал год – потерял восемь зубов, перенес ужасную ангину, летом переболел пневмонией, а еще потерял на время возможность действовать правой рукой полноценно (неврит локтевого нерва почти обездвижил сразу три пальца).

Чернобыль собирал страшную жатву жертв. Медики умирали, становились инвалидами, мучились от различных заболеваний. Далеко не сразу признали эти диагнозы «чернобыльскими». Помог Павлу Матвеевичу случай – руководитель Чернобыльской районной больницы по своей инициативе выдал доктору Островскому справку с печатью. Это стало подтверждением радиационного воздействия на организм медика. А потом, с признанной официальной справкой и списком всех евпаторийских врачей, удалось добиться признания ликвидаторами последствий катастрофы на ЧАЭС всех коллег Павла Матвеевича. А ведь он не знал, зачем ему эта справка, и на десять лет о ней забыл…

В 2016 году званий Почетных Граждан Евпатории удостоились сразу два медработника – Дриневский Николай Павлович и наш собеседник, Павел Матвеевич. У него много и других наград, его труд спас бесчисленное множество жизней. А его собственная – буквально висела на волоске. И неизвестно, сколько смертей принес народу Чернобыль, погубив многих замечательных специалистов со всей огромной страны (только медики и пожарные могли спасти тысячи людей, будь они в строю)! Эти жертвы не сосчитать, о них нужно помнить. И еще одну мысль высказал Заслуженный врач – снова таких ресурсов в борьбе со страшной техногенной аварией, подобной Чернобылю, собрать не получится. То, что произошло 33 года тому назад, не должно повториться!

Профессия оставлять в живых

Хочется сказать огромное спасибо Врачу с большой буквы. Павел Матвеевич до настоящего времени несет службу спасения жизней, дежурит как все – сутками, не зная, что такое обыкновенный рабочий день. Его дети продолжают медицинскую династию. Он выполнил приказ в 1986 году – сделал все возможное во время командировки, преодолел все трудности. Хороший пример для юных евпаторийцев, правда?

Записали интервью Максим ШКУРЕНКО (МБОУ СШ №15), Иван ШВЕЦОВ (МБОУ СШ №2), Маргарита КУДРЯШОВА (МБОУ СШ №13), Анастасия КАЛМЫКОВА (МБОУ СШ №12)

Фото Софии Мотылевой, юнкора-эколога, А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

 

 

0

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Четверг, 28 марта 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013