google + vk ok twitter facebook
Рейтинг@Mail.ru

БОЕЦ ПОИСКОВО-ДЕСАНТНОЙ СЛУЖБЫ

 Мечтая ребенком о полете на вертолете, Игорь Михайлович Ивочкин не мог предположить, что на афганских «горах сражений», станет для раненых товарищей тем волшебником, который прилетит «вдруг»     

 Юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории, собирая информацию о земляках – ветеранах Афганских событий, узнали о многих воинских профессиях. На встрече с юными журналистами в воскресенье, 21 октября 2018 года,  Игорь Михайлович Ивочкин, служивший районе Шинданда, близ границы Афганистана с Ираном, рассказал юнкорам много нового…

Ivochkin5

Игорь Михайлович родился в Белоруссии. В семидесятом году прошлого столетия семья Ивочкиных переехала из Белоруссии в Крым, в село Шишкино Сакского района. Школа была в соседнем Воробьево, отец работал агрономом в колхозе «Россия», мама была заведующей садиком. Семья и вся жизнь – мирная.

Игорь в школе учился хорошо, одновременно занимался боксом, футболом, легкой атлетикой. Удивительно, но жила в мальчике мечта стать вертолетчиком, на «вертушке» взлететь и увидеть землю сверху. Прошло много лет – и Игорь Михайлович «накатался» именно на винтокрылой машине, только было это занятие очень опасным.

Школьник Ивочкин восемь классов закончил в школе города Саки, там жила его родственница, но дальше решил жить более самостоятельно, поступил в Прибрежненский сельскохозяйственный техникум, приобрел профессию электромеханика.

Наступил 1986 год, весенний призыв в армию закончился, выпускник техникума устроился работать в родной колхоз «Россия», чинил и технику, и электропроводку на больших фермах в Воробьево. Скоро наступила осень – парня призвали на службу – и зиму 1987 года (выдалась очень морозной) рядовой Ивочкин встретил на реке Волга, в городе Камышин.

Полгода были заняты строевой подготовкой, кроссами по пять километров с утра, расчисткой железнодорожных путей от снега (зима выдалась экстремальной), но самое главное – крымчанин получал новую для себя профессию «радист-кодировщик», учил азбуку Морзе (даже мог сразу переводить точки-черточки в нормальную устную речь) по пять часов в день.

Дальнейшую службу «секретный солдат» в звании младшего сержанта с доступом к некоторым военным тайнам отправился проходить на «пересылку» - в Среднюю Азию. Попавшие туда солдаты уже знали – путь им только на юг, в Афганистан. Война становилась абсолютно реальной судьбой…

После недели в Ташкенте, радист-кодировщик на самолете вылетел в Кабул, столицу Афганистана. Еще две долгих недели ожидания решения своей участи – и маленький почти беззащитный самолет Ан-12 перевез нашего собеседника почти к границе с Ираном, в край гор, пустынь и виноградников, в Шинданд.

Ivochkin4

Это была очень важная точка – далеко к югу находился город Кандагар, ближе, но к северу – Герат, дальше шла дорога на Кушку, в Советский Союз. В Шинданде была аэродром для афганских ВВС и для советских самолетов. Но попал Игорь Михайлович в вертолетную эскадрилью, детская фантазия реализовалась – он стал замкомвзвода поисково-десантной службы, его постоянной работой стало сопровождение боевых самолетов на боевые вылеты. Только вертолеты со спасателями шли низко над землей, чуть ли не в тридцати метрах – далеко позади. Их винтокрылая машина должна была по сигналу рации сбитых летчиков (или попавших в аварию в горной местности) немедленно попасть на место происшествия – вывезти людей и самое важное из военных самолетов.

Ivochkin3

Очень опасно было пролетать на высоте девятиэтажного дома над землей. Вертолет гораздо более уязвим, чем высоколетящий истребитель. И скорости – совсем иные.… К счастью, как правило, наши летчики (поисковики сопровождали исключительно советские экипажи) метко отбомбившись, невредимыми уходили на аэродром – даже вертолет не успевал долететь до места боя, - и поворачивал домой.

Но не все было так просто.… Приходилось и отправляться на настоящие спасательные операции, и под обстрелом не раз бывать. Например, «посередине» службы сержант Ивочкин должен был помочь в эвакуации раненых наших солдат. Оказалось, что «моджахеды» пошли на хитрость – они не напали на раненых, а специально ждали в засаде среди скал, когда за товарищами прибудет группа. В тот раз боестолкновение продолжалось около получаса, и в некотором роде Игорю Михайловичу повезло – после близкого взрыва ему повредили глаза и тело осколки не мины, а камней, песком запорошило глаза, ударило взрывной волной. Вместе с другими ранеными его успешно вывезли в госпиталь, долго лечили, потом он снова вернулся в строй. После этого боя Игоря Михайловича наградили медалью «За отвагу».

Ivochkin1

Несколько раз в месяц радист-кодировщик отправлялся на очень опасное задание – корректировать авиаудары нашей авиации. Корректировщиков огня обычно даже в плен не брали – представьте, что «до своих» около ста километров по прямой, а горной дорогой? Если враги обнаружат по радиосигналу – верная смерть.

Сержант Ивочкин хорошо справлялся со своими обязанностями – и его наградили медалью «За боевые заслуги». Он находился в Афганистане до ноября 1988 года. Весь срок службы.

В Шинданде хоть и «находили общий язык» с местными жителями, солдаты меняли продукты из СССР (особенно конфеты) и тетради (тетрадка на 12 листочков стоила в Советском Союзе две копейки), мыло на разные вещи, но «за виноградом» выходить из расположения части было опасно.

Афганцам передавали гуманитарную помощь, муку, другие продовольственные товары, местные жители обитали в глинобитных хижинах, верблюдов в этой местности было мало, обычно передвигались на осликах. Купить у местных музыкальную открытку, электронные часы, японские ручки или радиоприемники было легко – наверное, товары перетекали через границу…

У одного офицера в части был макак-резус ручной (такие водились во множестве в южном Афганистане). Хитрая обезьянка выучила всех своих и «прикалывалась» над новенькими – особенно над новичками-девушками. Из местной фауны Игорю Михайловичу больше всего запомнились скорпионы, а из флоры – верблюжья колючка, которую заваривали вместо чая. К сожалению, и отвар колючки не помог – переболеть гепатитом, дизентерией «успели» почти все солдаты подразделения.

Старший сержант Ивочкин выехал на Родину вовремя, а мог и остаться до официального вывода войск из Афганистана, от командования была «утечка» о такой возможности… Ему повезло – и до сих пор, десятилетиями, Игорь Михайлович вспоминает своего, «воробьевского», который погиб, выполняя свой воинский долг…

Ivochkin2

Игорь Михайлович вернулся в Крым, потом работал в Луганской области, сейчас живет в Евпатории, его внук и внучка учатся во второй школе.… Много времени уделяет Игорь Михайлович общественной работе – он очень хорошо знает цену мирного неба и безопасного полета под облаками. В 2014 году ему пришлось часто встречаться с военнослужащими, которых хорошо знал, ведь много раз Игорь Михайлович выступал в части перед солдатами.

Ivochkin7

Нам Игорь Михайлович показал медаль за номером двенадцать – «Защитнику Евпатории». Он награжден как активный участник Русской Весны, хранитель порядка в городе – белорус, сакчанин, «афганец», евпаториец.

Записал интервью Иван ШВЕЦОВ, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра Евпатории, МБОУ СШ №2

Фото Софии Мотылевой, юнкора-эколога, А. Бондаря, руководителя «Школы юнкоров».

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Вторник, 16 апреля 2024

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник www.anbosune.net

Copyright © 2013